Big Island (Hawaii)
Заключительным этапом нашего путешествия по Гавайским островам стал Big Island. Он действительно большой, есть известная картинка где на его фоне нарисованы все остальные острова и видно что он больше их всех вместе взятых.
Зал прилётов и вылетов, кстати, в подавляющем большинстве аэропортов США нет разделения между ними и выйдя из одного гейта можно сразу же войти в другой, поэтому пересадки можно делать очень короткими.
Не знаю почему, но нам казалось, что на этом острове нужен обязательно внедорожник. На самом же деле ситуация противоречивая, с одной стороны есть множество природных достопримечательностей куда удобнее добираться на машине по бездорожью, однако, практически все прокатные конторы запрещают вам передвигаться по дорогам без покрытия. Зачем в таком случае брать Jeep Wrangler Unlimited Edition не совсем понятно. В Alamo написано, что в случае поездок по дорогам без покрытия вы лишаетесь страховки, что отчасти было приемлемо. Мы не злоупотреблял этим условием, во первых мы на момент планирования поездки знали не так много спотов где нужно ехать по бездорожью, в единственном месте, Mauna Kea access road было достаточно безопасно.
Что еще хочется сказать про особенности использования данной машины. Огромный дорожный просвет, наличие пониженной передачи и режима 4x4 позволяют преодолевать значительные препятствия. С другой стороны, несмотря на то, что спидометр размечен в ней до 160 км/час уверенно держится на трассе он на скорости не более 90. При 100 нужно постоянно подруливать, а при 120 машину трудно поймать на дороге – не разгоняйтесь так быстро! Первое мое ощущение от управления им было сомнение, снял ли я машину с ручного тормоза, потому что при отпускании педали газа машина сразу же начинала тормозить двигателем. Еще одной неожиданностью стали для меня двери. Если вы привыкли аккуратно их закрывать, а не хлопать со всей дури – эта машина не для вас, закрытие дверей требует ощутимого хлопка. В остальном же машина мне показалась довольно комфортной, хотя и без излишеств.
Первым делом я заехал в ближайший Wal-Mart где купил самую простую тушку Canon Rebel T3 за 467$, что кстати ощутимо дороже чем в России, но намного дешевле чем в других магазинах острова и вообще это было самым дешевым и простым вариантом восполнения потери.
Однако, покупка прошла не так легко как хотелось бы – на кассе вылез чек merchant declined. После чего я пошел звонить в Сбербанк, там со мной пообщались минут 10 и сказали, что я могу пробовать купить еще раз и не обманули – я еще раз попробовал и опять не получилось, я позвонил во второй раз уже через Skype и уже не кладя трубку совершил таки транзакцию, это еще примерно +7$ на звонки. Типа fraud контроль, потому что ограничений по стране у меня никаких не стоит. Вообще же в США – странные отношения с картами. Тут нигде не требуют введения PIN кода, кроме этого в некоторых случаях вместо PIN кода вас могут попросить ввести ваш ZIP код. Про чипы в картах тут вообще не слышали и всегда просто проводят их, но не вставляют. В ряде случаев сумму вы вообще пишите от руки на чеке и именно она и будет списана в результате операции независимо от того, что у вас там пропикало в SMS. Тут вы начинаете четко понимать разницу между авторизацией той или иной суммы и списанием средств со счета.
Дебетовые же карты, на которые можно просто кинуть денег и потом что-нибудь оплатить тут продают в супермаркете по 5$.
Пока я разбирался с покупкой камеры, а Таня покупкой продуктов как раз подошло время заселения. При въезде в гараж я немного испугался за крышу.
Апартаменты не такие просторные, как на Мауи, зато чуть получше отделаны и находятся в самом центре Kona.
Как всегда кухня полностью экипирована.
А какая тут была веранде…
Как приятно на ней позавтракать…
Уже довольно поздно и мы решаем просто немного прогуляться.
Фактически тут одна улица, вдоль которой расположено множество магазинов и ресторанов.
Наше любимое место для ужинов Bubba Gump
На следующее утро идем завтракать в Lava Java – это правда отличное место.
Всё быстро, вкусно, вежливо… Познакомились тут с одним канадцем, говорит что его бабушка из России и даже сестра говорила по-русски, но он нет. Интересовался поеду ли я в Сочи смотреть олимпиаду и кто на мой взгляд выиграет в хоккей.
Покончив с завтраком отправляемся закрывать наши цели. Первым в нашем пляже был White Sand Beach.
Да, песка конечно не много, но он есть. Я тут пообщался американской парой, которая так же была несколько удивлена вижу пляжа, но сказала что летом камней вообще не видно и всё завалено песком, просто зимой его смывает.
Местные любят тут посерфить и пободидражить.
Волна тут хорошая
Следующая точка – монумент Куку, то место где его убили. Видите столбик вдалеке?
Добраться до него можно только на лодке. Проехав минут 5 на машине мы взяли каяк. 40 минут туда, снорклинг и поиск пути обратно. С моря уже не так очевидно в какой бухте надо швартоваться.
Проезжаем мимо лавовых полей, которых на этом острове огромное количество. Люди селятся везде и для домов нужно электричество, кабели кладут прямо сверху.
Некоторые изнуряют себя тренировками.
Далее мы едем в Pu’uhonua o Honaunau. Это реконструкция древней деревни – монастыря, добежав до которой нарушивший существовавшие в те времена многочисленные табу мог избежать смерти.
Место для игры – типа наших шашек.
Иногда сюда приплывают черепахи, но сегодня нам не удалось их увидеть.
Двигаемся дальше и заезжаем на фруктовый стенд – это такой небольшой магазин при ферме, где можно купить фрукты и соки
Следующая достопримечательность – это самая южная точка США. Вокруг лавовые поля.
Тут расположились cliff jumpers. Высота тут метров 30, но есть лестница – удобно.
Некоторые правда всё равно не ищут легких путей.
Марина прыгать отказалась.
Судя по карте самая же южная точка находится примерно вот здесь.
Никакие специальные знаки тут не весят и нигде не написано что вы теперь молодец.
Едем дальше, на Green Sand Beach. По дороге больше количество вот таких деревьев.
Пейзажи здесь вообще волшебные.
Оставили машину на лавовом поле и дальше пошли пешком. Не хотелось рисковать, да и несмотря на то, что направление тут понятно, нужно всё же точно знать по какой дороге можно доехать до пляжа.
Кое-где уже начинается зеленый песок.
Особо отчаянные всё же нашли дорогу.
40 минут пешком и вот он – зеленый пляж
Спускаемся вниз
Ну с большой натяжкой песок можно назвать зеленоватым.
Обратная дорога к машине – мне прогулка очень понравилась.
День подходил к концу и мы решили направиться в парк вулканов, по дороге нас ждал черный пляж и первое знакомство с черепахами.
Единственным местом в парке которое имеет смысл посещать ночью является Jaggar Museum со смотровой площадки которого можно наблюдать свечение активного кратера.
Без штатива тут конечно делать нечего.
Зрелище впечатляющее, однако после этого нам предстояла почти двух часовая поездка домой. Тут вы начинаете понимать насколько велик остров.
Так же как и все наши дни на острове следующее утро мы начали с Lava Java
Многие просто приезжают посидеть на пляже, поиграть на флейте.
Сегодня заработал фермерский рынок.
Сегодня мы хотим обогнуть остров с другой стороны.
Начитавшись про Saddle Road проходящую через седловину между вулканами и являющуюся кратчайшей дорогой от Kona до Hilo были несколько удивлены тем что мы увидели.
Многие прокатные конторы запрещали ею пользоваться.
Оказалось, что буквально прошлым летом была закончена комплексная реконструкция этой дороги.
Теперь тут хайвей.
Целью нашей поездки был Lava Tree Park
До извержения тут стояли огромные деревья тропического леса. Лава не могла свалить из сразу и плавно обволакивала. После этого они выгорали изнутри, а лава оставалась застывшей в виде столбов.
Не сказать чтобы сильно интересно…
Следующая точка – конец дороги. Лавовый поток прошел тут в 1986 и не раз возвращался перекрыв и уничтожив дорогу 130. Тем самым образовалось два конца дороги, один - это конечно Crater Road в Volcano Park и один со стороны Hilo. Сейчас никакой текущей лавы ни с одной из сторон не видно.
Сходить с дороги нельзя, везде вокруг частная собственность.
Самое удивительно что люди продолжают тут жить несмотря на угрозы быть затопленными лавой в любой момент.
Сворачиваемся и едем в парк вулканов.
Небольшой инструктаж в Visitors Center
Вулканическая активность видна в парке не вооруженным взглядом, повсюду фумы
А вот и сам кратер при свете дня.
Вот тут, в Jaggar Museum пишут про черный и зеленый песок, который мы уже видели.
Первый трейл на сегодня – это Lava Tube. Труба-пещера внутри лавы.
Едем дальше по Craters Chain Road и встречаем множество потухших кратеров.
Новая земля
Видно где по земле проходили свежие потоки лавы
Мне хотелось немного погулять по лаве и мы выбрали простой трейл – петроглифы.
Последней точкой дороги является второй конец шоссе 130.
Тут мы еще раз встречаем гусей НеНе
От места парковки нужно пройти около километра чтобы дойти до настоящего конца дороги.
Для тех кто не понял – имеется знак.
Еще одной достопримечательностью, которую вы можете видеть в этом месте – арка.
Была еще пара троп, которые я прошел ночью, поэтому фотографий с них нет, но могу сказать, что Petzl намного луче чем Эра.
На следующий день мы поехали на пляж Waikoloa Beach. Всё очень удобно, есть бесплатная парковка, есть раздевалки, можно смотреть китов и черезпах.
Если вы заскучали можно взять напрокат каяк
Едем домой
А вечером идем Bubba Gump
Если вам ничего не нужно от официанта, оставляете табличку run forest run, если вы хотите привлечь его внимание, переворачиваете на stop forest stop.
Следующий день – опять на пляж
На этот раз Hapuna Beach – отличное место покататься на волнах.
Вечером нас ждала одна из самых ожидаемых и удивительных поездок – посещение обсерватории Mauna Kea.
Облачно, но для того места куда мы едем – это не важно.
Сначала нужно заехать в Visitors Center и получить необходимый инструктаж и информацию о погоде.
Тут же вы можете немного прийти в себя и адаптироваться к высоте. Попить чай или кофе, поесть лапши.
Тут же продают продукты для космонавтов, вот например мороженное.
Тут же живет персонал лаборатории.
Тут так же растёт SilverWord, есть специальная тропа.
Отсюда же начинается тропа и дорога на вершину. Восхождение и спуск пешком занимают в среднем 10 часов. Мы сейчас на 2900 метров, а вершина 4200 метров.
Ренджеры рекомендуют использовать машины только 4x4. Вероятно в определенных погодных условиях это оправдано. Спускался я например на пониженной передаче.
Мы плавно поднимаемся на уровень выше облаков.
Вершина!
Телескопы
Часто тут лежит снег и даже катаются на сноубордах!
Довольно сильный ветер, температура около нуля, но Marmot не продувается.
Трудно передать красоту этого места.
Апофеозом шоу является закат. К этому времени все туристы подтягиваются со своими фотоаппаратами.
Всё солнце село
Пора домой
Вечер в Bubba Gump
Завтрак в Lava Java
Сегодня какой-то парад странных авто перед кафе
Напоследок еще раз заезжаем на White Sand Beach
Сдаём машину и летим в Москву. Это автобус ренткара, который повезет нас в аэропорт.
Улетаем.
Пересадка в аэропорту Гонолулу. Не забываем пройти сельскохозяйственный контроль.
Порция начос – это на одного.
В Сиэтле нас ждал сильнейший туман
И наконец волнительная пересадка в JFK, всего 20 минут от выхода из гейта до взлета следующего самолёта, но багаж за нами не успел.
Экраны в дельте лучше, а вот питание хуже. На внутренних рейсах не кормят совсем.
Что это? Неужели Москва? Не надо, не хочу….