Киото

Первый день нашей поездки обещал быть очень длинным и насыщенным организационными вопросами. Нам нужно приехать в аэропорт, совершить девятичасовой перелет в Токио, получить JR PASS и еще почти три часа ехать на шинкансене в Киото, заселение в отель, покупка чего-нибудь на завтрак, а когда стемнеет, наш ждала праздничная подсветка Kiyomizudera (и туда тоже надо было как-то добраться). Последнее время Gettaxi оказывается дешевле Yandex при поездках в аэропорт - выбираем именно его.

Перед входом в аэропорт уже который год идет стройка, поэтому последний метров 100 все преодолевают пешком, а таксисты рассказывают о том, как простояли в пробке на выезд, где три полосы сливаются в одну.

Бизнес-зал S7, которым я уже пользовался ранее в Домодедово, претерпел некоторые изменения. На втором этаже, например, появился домашний кинотеатр с шикарными креслами. Фильмов там не показывали, но посидеть можно.

JAL выполняет рейсы в Россию бортами Boeing 787 Dreamliner. При этом размер салона экономического класса минимальный, почти всё пространство занимает бизнес и комфорт. На регистрации установился следующий статус-кво: европейцы стоят в очереди в эконом-класс, а все жители Страны восходящего солнца в бизнес. Это всё, что вам нужно знать о доходах японских пенсионеров, посетивших Россию.

Компоновка салона не выглядит шикарной, но при этом кресла очень комфортные, расстояния между рядами достаточные, развлекательная система работает быстро и без сбоев.

Еда также без нареканий, шикарной её не назовешь, но для экономического класса очень хорошо. За время полета покормили два раза. Наливали тоже неплохо под запрос. Японский колорит в меню читается.

По прилёту нас ждала очень длинная очередь на паспортный контроль, где мы простояли около часа. Чем-то напомнило JFK. Не забудьте заполнить иммиграционную форму и таможенную декларацию – это не сложно.

После пересечения границы идем на почту за wi-fi роутером, я еще подумал, в какой последовательности получить JR PASS и роутер? Объективно те, кто сразу пошел за проездным, получили его на 10 минут быстрее нас – не более.

Теперь идем вниз, на станцию JR получать JR PASS. Очередь довольно большая, и тут мы простояли почти 1,5 часа. Я советую вам заранее скачать схему аэропорта и отметить на ней интересующие вас места, такие как центр обслуживания клиентов и почту.

Тут же началось знакомство с торговыми автоматами, они везде. Если огонёк под напитком горит синим – это холодный напиток, если красным, то горячий. В одном из автомате около монетоприёмника вы можете видеть несколько горящих кружочков – это лотерея, после того как вы оплатите напиток там бегут цифры, если все четыре цифры будут одинаковыми, вы получите еще один напиток бесплатно. Люди, живущие в Японии говорят, что этого можно ждать годами. Оплата возможна как наличными, так и IC картой.

Несмотря на то, что мы все наслышаны о точности японских поездов, первый же из них опоздал почти на 30 минут, из-за чего мы опоздали на пересадку. Аэропорт Narita находится в 70 км от Токио, дорога займёт у вас около часа, сюда ходит множество поездов. Самые известные из них -  NEX (он же Narita Express, на нем действует JR PASS) и Skyliner от конкурирующей организации.

На платформе указаны места остановки вагонов для каждого типа поездов, именно тут вам нужно выстроиться в очередь. Хотя в нашем случае все места зарезервированы, и стояние в очереди не имеет никакого практического смысла

Вагоны очень просторные, и вы можете поставить свои чемоданы прямо перед вами, но это один из немногих поездов, где есть полки для багажа в начале вагона, вы даже можете пристегнуть его кодовый замок – главное, не забыть код, иначе придется ехать до конечной.

Пересаживаемся в шинкансен, на этой станции около каждой двери есть открывающиеся ворота, но так организовано далеко не везде.

Салон традиционно скромный, но места между рядами очень много. С багажом всё плохо, единственный вариант - отправить его на верхнюю полку. Некоторые оставляют его в начале вагона, за последним рядом сидений, но в этом случае требуется предупредить проводника и на всех там точно не хватит места.

Для желающих посмотреть на Fuji, садитесь справа на пути от Токио в Киото и, возможно, вам повезет. С другой стороны, вы можете из Токио целый день ехать в пригород и не увидеть ничего из-за тумана.

Наш рейс прилетел в 8:40, в Киото мы были примерно в 16:00

Мы выбрали отель категории 3+ совсем рядом со станцией, но и он стоил очень дорого. С другой стороны, номер был достаточно просторным и комфортным, хотя свежим его не назовешь.

Вода пополнялась каждый день и была бесплатной, хотя японцы говорят, что можно смело использовать воду из-под крана, как минимум в крупных городах.

Окна в отеле не стеклопакет, но шума нет

Первым делом мы пошли в ближайший супермаркет и сформировали запасы на ужин и завтрак. Везде ощущается атмосфера Ханами

Цены весьма гуманные, в пять вечера еще ничего не успели разобрать. Если вы придете в восемь, прилавки могут оказаться почти пустыми

Перед нашей первой поездкой на автобусе мы купили карты ICOCA прямо в автомате на ЖД станции, хотя одна из служащих убеждала меня в том, что это сделать невозможно и нужно идти к кассиру, стоять в очереди. Просто не все автоматы их продают, но найти подходящий не проблема

Рядом со станцией телебашня

На автобусной станции огромное количество остановок, найдите табло, на котором будет написано, с какой остановки какой автобус отправляется. На этом же табло, как правило, указывается время прибытия ближайшего автобуса.

После этого можете смело выстраиваться в очередь к остановке.

Вход в автобус через среднюю дверь, выход через переднюю, оплата на выходе. Автобусы ходят очень медленно, с огромным количеством остановок. Зачастую их скорость будет сравнима с пешеходом. В задней части автобуса есть сидячие места, и это единственное их преимущество.

На наиболее оживленных перекрестках, где турист может полезть на красный, стоят специальные люди

Вход в Kiyomizudera, как и большинство храмов, платный, туристов в период Ханами достаточно много

Вид на Киото, не особо выразительный

Мне очень понравились фонарики

Многие японцы выходят на прогулки в традиционной одежде

На улицах вокруг храма огромное количество магазинов с сувенирами, я вам советую не пропускать – тут неплохое качество

Мы свернули на одну из небольших улочек, которая ведет к Yasaka Pagoda

От пагоды мы пошли в Park Maruyama, тут традиционно собирается огромное количество местных на Ханами, стелют клеенку, едят, пьют, наслаждаются вишней.

Самое знаменитое дерево в парке, огромная плакучая вишня.

Теперь всё то же самое, но днём. Так выглядит то самое табло на автобусной станции, которое должно помочь найти вам остановку вашего автобуса.

Цветение вишни идет очень неравномерно даже в одном городе, всё зависит от сорта и положения конкретного дерева, поэтому нужно отслеживать календарь цветения на Japan Guide, который регулярно обновляется по каждой локации

Про программу “чистое небо” тут еще ничего не слышали. Мужик не просто так моет дорогу, мокрый асфальт или камни на входе – это круто.

Большинство достопримечательностей открывается в 9:00,  и вам не нужно ставить рекорды раннего подъема, но даже при щадящем графике большинство приходит попозже, а мы оказались одними из первых. Первая половина дня - не самое лучшее время для фотографирования этого храма, вам мешает солнце, но в сторону города, напротив, всё будет получаться отлично.

Туристическая тропа идет в сторону вот этой пагоды

По дороге находим храм зайца, тут надо как-то правильно прыгать, чем с усердием занимаются многие туристы

Если вы хотите войти в храм, нужно снимать обувь, полы деревянные, и по ним очень приятно походить. Неплохой идеей будет иметь при себе ложку для обуви, хотя в некоторых местах есть и общественные.

Помните фонарики, которые мне понравились, а вот так они выглядят днём.

Сегодня отличная погода для прогулки, но шансов, что вам повезет так же совсем немного, дожди идут очень часто, а туман бывает еще чаще. Вот мы и дошли до пагоды, о которой я говорил.

Две основные религии в Японии - это синтоизм и буддизм, но я в этом пока не разобрался.

Тут есть традиция шить шапочки или другую одежду для статуй божков.

Как ни странно, местные, надев кимоно любят фотографироваться со спины – это классические фотографии

Подобных мест в Японии довольно много, но это самое масштабное. Перед поклонением в святилище следует ополоснуть руки и рот, раньше этим не ограничивались и мылись целиком. Черпачок на длинной палке дезинфицируется ультрафиолетом на специальной полке.

В некоторых местах вишня уже почти отцвела

Завершив круг, идем в район Gion поближе к обеду

Людей становится всё больше и больше

На небольших же улочках всё еще немноголюдно

Подходим к Yasaka  Pagoda

Опять же время дня для классического вида не самое удачное. Планируйте свой маршрут так, чтобы оказаться здесь во второй половине дня, думаю, что для первой больше подходит Золотой павльон.

Совсем рядом еще один небольшой храм, где мы встретили огромное количество японок

Традиционная одежда тут не редкость, жена настаивает на покупке сарафана и кафтана с лаптями по приезде.

Мы пришли к нашему ресторану (Tempura Endo) немного раньше запланированного, и теперь у нас есть время погулять. Мы бронировали обед на 11:30, так как 13:30 для нас уже было слишком поздно, а других вариантов у них нет.

Рядом есть небольшой парк, он не отмечен как достопримечательность, но этим он и хорош

Традиционный обед Кайсаки состоит из 11-15 блюд, а иногда и больше.  Я бы обратил внимание на форму подачи и посуду. Мы выбрали отдельную комнату. Если пойдете сюда, попросите при заказе комнату с видом на сад – там не совсем очевидно, что это можно сделать.

После обеда мы еще немного погуляли по окрестностям.

Настоящие фотографы тут по вечерам охотятся за гейшами, но нас вполне устраивают и обычные японки.

Зашли в Ryozen Kannon – нетрудно понять, что это буддийский храм

Рядом - более известный Kodaiji Temple

Проходим мимо Chionin Temple

По дороге видим огромные Тори

Подходим к Nanzenji Temple, проходим мимо Sanmon Gate

Заходим внутрь основного храма

Знаменитый сад камней

Выйдя из храма, идем по Philosophy trail – это набережная одного из каналов, вдоль которой много цветущей вишни. Это одно из самых популярных мест в Киото для Ханами.

Вечерком я решил забронировать места в оставшихся поездах, сотрудница очень рада, что может мне в этом помочь

На ужин мы сначала попробовали сходить в рамэнную рядом с вокзалом, но очередь из 20 человек заставила Таню отступить, и мы пошли в суши-конвейер Sushi no Musashi. Это стало первым сигналом, что ориентируясь на Tripadvisor, попасть можно только в очередь, а не на ужин.

Очередь там была не меньше, но нужно же было где-то поесть

Примерно через час мы вошли внутрь. Тут всё просто: на ленте едут тарелки с суши, вы берете те, которые вам понравились и составляете в ровную стопку на столе, от цвета тарелки зависит её цена. В конце вы зовете официанта и он, посчитав тарелки, выписывает вам счет, после чего вы оплачиваете его перед выходом у кассира. Васаби, имбирь и зеленый чай вы берете сами, прямо на столе.

Тут хорошо видно соотношение рыбы и риса

Суши бывают не только с рыбой

Итоги. На троих ужин около 5000 иен.

Следующие два дня мы были на выезде, а вот последний день в Киото уже не был таким солнечным. Начали мы с Ginkakuji (Silver Pavilion) в который мы шли, но не успели в первый день.

Начнем с билетов. Кстати, мне тут всегда выдавали такое количество макулатуры при выдаче билетов, что у меня возникли сомнения в их желании экономить ресурсы. Поставьте все эти книжечки и буклеты, чтобы их мог брать каждый желающий, и их расход сократится раза в три-четыре.

Фотографии, к сожалению, не передают ощущений от этого места, фактически тут всё очень ухожено и красиво, но это совершенно не чувствуется на этих фотографиях

Из Серебряного павильона мы сразу же поехали в Золотой - Kinkakuji (Golden Pavilion). Это практически другой конец города, и к нашему приезду туристов было уже очень много

Сразу на входе вас ожидает классический вид Золотого Павильона, и в целом экскурсию на этом можно считать законченной

Погода не становилась лучше, и через некоторое время вообще пошел дождь

Проехав пару остановок на автобусе (а проезд тут в любом случае стоит 230 иен с человека), мы оказываемся в Ryoanji Temple (Rock Garden)

Вокруг храма неплохой парк с прудом

 

Перед тем как продолжить осмотр достопримечательностей, мы заглянули в окономиячную Okonomiyaki Katsu. За всё время у этого места всего один отрицательный отзыв на Tripadvisor. Один из посетителей попросил сделать ему окономияки без их фирменного соуса, за что и был выставлен из ресторана. Понять, что это ресторан, можно по трём кускам ткани над входом, а вот понять что это тот самый ресторан – никак.

Гулять под дождем было уже не так весело, но что делать, у нас по плану Ninnaji Temple

Религиозный постройки  - это здорово, но большинство сюда приходит посмотреть на сад

Так мы поняли, что пора выходить.

Мы сели на метро и поехали в район Arashiyama.

На выходе из станции стоит старый паровоз

С одной стороны этот район можно считать окраиной, с другой стороны он очень популярен, здесь множество ресторанов, сувенирных лавок и туристов.

Это Togetsukyo Bridge

Богатые туристы осматривают район вот в таких экипажах, цены около 5000 иен за полчаса

Бамбуковая роща

Ну что же, пришло время подвести промежуточный итог. Киото - крупный город, но весьма атмосферный, тут еще можно увидеть кусочки той старой Японии которую ожидает увидеть среднестатистический турист. Невозможно представить себе туристической поездки в Японию без его посещения. Можно походить по храмам и паркам, а можно просто погулять по Gion или Arashiyama. К сожалению, мы немного отстали от графика, и не успели посмотреть всё то, что планировали. Погода также внесла свои коррективы. Думаю, для комфортного осмотра Киото требует минимум 4 дня и хорошая погода.

Едем в гостиницу, забираем чемоданы и выезжаем в Химеджи.