Подготовка

Идея поехать в Японию появилась у меня еще в конце 2015 года. Когда я начал поверхностно знакомиться с предметом, стало ясно, что к цветению сакуры поднять весь этот пласт организационной информации за такое короткое время я не смогу, но базовый задел, понимание, что и где искать я сформировал как раз в это время. Тем самым через 2-3 месяца я решил заморозить эту активность.

С 1 января 2017 Япония внезапно сделала россиянам подарок. Теперь, как и граждане большинства других стран, наши соотечественники могут приехать в Японию без приглашения от гаранта, просто купив билеты и получив бесплатную визу. В начале ноября 2017 я решился ехать и для того, чтобы отрезать пути к отступлению, купил билеты. Ориентировались мы в первую очередь на весенние каникулы, но внезапно осознали, что цветение сакуры также проходит в это время. При этом я отслеживал цены несколько недель и, как ни странно, они активно двигались не только вверх, но и вниз. Прямой перелет 01.04.2018 – 13.04.2018 JAL оказался самым дешевым, именно поэтому я на нем и остановился.

С этого момента я начал активно готовиться к поездке.

 

Виза:

Это самый простой этап. Вот тут всё очень подробно описано. Настоятельно призываю читать внимательно и точно выполнять все требования, даже порядок раскладки документов при подаче, тогда вы получите визу быстро и с первого раза. Бронь отелей не нужна. Достаточно авиабилетов, справок с работы и банка и, что непросто, – подробный план поездки с указанием по дням мест, которые вы планируете посещать, отелей где планируете жить и т.д. По информации с форумов об этом иногда весьма подробно говорят, если в вашем плане есть явные нестыковки. В посольство нет никакой записи и даже живой очереди, просто приходите в рабочие часы и сдаете документы, вам сразу говорят решение и через несколько дней вы сможете забрать паспорт с вклеенной визой. Важным ограничением является тот факт, что вы не сможете получить визу ранее, чем за три месяца до поездки.

 

Отели:

Я использовал все доступные сайты бронирования. Отели, кроме звездности, делятся еще на несколько категорий:

-     Европейский – это обычный отель в нашем понимании

-     Рёкан – в котором есть горячие ванны из природных источников. Если у вас есть татуировки, то в общую ванну вас не пустят, но иногда есть варианты арендовать частную. Общие ванны зачастую не делятся на мужские и женские, при этом заходить можно только голым, перед этим помывшись под душем, сидя на стульчике и поливая себя из ковшика. Как правило, в цену входит традиционный ужин Кайсаки из большого количества небольших блюд. Если вас заинтересовала только ванна, некоторые рёканы продают эту услугу отдельно от проживания.

-     Лав-отели – это актуально для местных, но вам нужно отфильтровать их при поиске, что не всегда очевидно.

-     Капсульные отели – сюда вас тоже скорее всего не пустят.

-     Традиционные дома – это дорого и сложно, но есть любители.

-     Квартиры через Airbnb – это для профессионалов, желательно владеющих японским. Дело в том, что в Японии с адресами всё очень плохо, кроме этого, большинство японцев не говорит по-английски и уж тем более по-русски. Проживание в японской квартире в холодный период сопряжено с еще рядом сложностей из-за отсутствия центрального отопления.

Номера в отелях бывают:

-     европейскими с кроватями и мебелью

-     традиционными японскими с татами и футонами вместо кроватей

Из особенностей хочется отметить, что в подавляющем большинстве случаев предлагается вариант бесплатной отмены (а это означает, что заняться бронированием вы можете еще до того, как получите визу). Невозвратные бронирования не давали никаких преимуществ. При этом два из четырех отелей ближе к поездке упали в цене, и я их перебронировал, существенно сэкономив, а вот остальные либо продали все номера, либо сильно подорожали. Самый дорогой город – Киото, если вы планируете его посещение, то делайте бронирование как можно раньше, ориентируйтесь на 5-6 месяцев. Как вариант поселиться в пригороде и использовать JR PASS, не тратясь на билеты. Включенных в стоимость завтраков практически не бывает, а если вы их и встретите, то обратите внимание на то, что это за завтрак. Очень часто отели предлагаю завтраки в японском стиле – не факт, что вы сможете это есть каждый день. Кроме этого их стоимость, как правило, весьма высокая. При выборе района учитывайте свой общий план. Как правило, оптимальным является район ЖД станции. Если вы планируете использовать город, в том числе как базу для осмотра окрестностей, вам не придется каждый день ехать до станции. Около станции всегда кипит жизнь, там вы легко найдете рестораны и магазины, даже вечером. Автобусы и трамваи не очень приспособлены для перевозки ваших чемоданов, а такси стоит в среднем в три раза дороже, чем в Москве. Подумайте, как вы будете заселяться и выселяться, в этом случае пешая доступность вокзала – большой плюс.

 

Планирование маршрута:

Если кто-то соберется в Японию, я с удовольствием расскажу всё, что знаю. Новичкам я бы рекомендовал взять шаблон маршрута с сайта Винского. Одновременно настоятельно рекомендую прочитать от корки до корки все материалы сайта Japan Guide. Начать следует с раздела Destinations, в котором вы определитесь с городами, которые планируете посетить и теми достопримечательностями, которые вы в них будете смотреть. На этом этапе вы, вероятно, внесете какие-то коррективы в выбранный ранее маршрут.

02.04.2018

День 1. Прилет в Токио, переезд в Киото (из а/п Нарита - 3,5-4 час. поездами с 1 пересадкой) / Киото

Понедельник

03.04.2018

День 2. Киото / Киото

Вторник

04.04.2018

День 3. Выезд в Осака (15-30 мин. на поезде) / Киото

Среда

05.04.2018

День 4. Выезд в Нара (45 мин. на электричке), по дороге - посещение Фусими Инари / Киото

Четверг

06.04.2018

День 5. Киото, вечером переезд в Химэдзи на синкансэне (1 ч.) / Химэдзи

Пятница

07.04.2018

День 6. Химэдзи (замок, гора Shosha), вечером переезд в Хиросиму на шинкансэне (1,5-2 час.) / Хиросима

Суббота

08.04.2018

День 7. Выезд на Миядзима (ок. 1 час., электричка (трамвай) + паром) / Хиросима

Воскресенье

09.04.2018

День 8. Хиросима (Парк и Музей мира), после 15-16 ч. - переезд шинкансэном в Токио (4-5 час., при использовании JR Pass - с пересадкой) / Токио

Понедельник

10.04.2018

День 9. Токио / Токио

Вторник

11.04.2018

День 10. Нагано, Snow Monkey Park / Токио

Среда

12.04.2018

День 11. Токио / Токио

Четверг

13.04.2018

День 12. Вылет

Пятница

 

 

Перемещения внутри Японии:

 

Поезда:

Когда каркас поездки будет собран, самое время перейти к разделу Trip/Transportation. Самым удобным транспортом между городами в Японии является железная дорога. Есть еще автобусы, но это для тех, чей бюджет сильно ограничен, а время нет. Для планирования поездок я рекомендую сайт и приложения Hyperdia.  Если у вас будет JR PASS, в приложении вам нужно как минимум снять галочки около Private Railway и Shinkansen (Nazomi, Hayabusa, Mizuho). Ключевой вопрос, на который всем приходится искать ответ: покупать ли JR PASS. Предлагаю взвесить следующие аргументы:

-     Цена. На сайте Japan Guide есть pay off калькулятор

-     Простота использования. Вам не нужно думать о покупке билетов (а это может оказаться весьма непросто и занять много времени в очереди)

-     Вы сможете заходить и выходить на станциях JR по любому поводу, а не только если вам нужно куда-то ехать (например, в туалет или магазин или просто срезать путь)

До того, как вы получите JR PASS, вам придется принять еще ряд решений. Ключевые моменты:

-     Вам нужно выбрать подходящий вам срок действия - 7 или 14 дней (есть еще 21 день, но для россиян это не актуально, так как срок пребывания по временной разовой визе только 15 дней)

-     Вам нужно выбрать каким классом вы будете путешествовать (GREEN=Business, Ordinary=Economy).  Я выбрал Ordinary и, посмотрев на вагоны GREEN, - не увидел в них значимых преимуществ.

-     Находясь в России, вы должны купить ваучер в авторизованном туристическом агентстве. Я выбрал JTB RUSSIA. При желании неиспользованный ваучер можно вернуть за небольшую комиссию. Ваучер действует 3 месяца.

-     Прибыв в Японию, вы должны обменять ваучер на сам JR PASS, заполнив анкету и предъявив ваучер в билетной кассе или сервисном центре.  Не все билетные кассы это делают, но в большинстве случаев это возможно. Как минимум в Narita с этим проблем не возникло. Если вы потеряли ваучер, значит, вы потеряли свои деньги. Если вы потеряли JR PASS, значит, вы потеряли свои деньги. Обмен ваучера в пиковый сезон в аэропорту может занять до 1,5 часов.

-     При получении проездного вы должны указать дату, с которой он должен начать действовать. При первом проходе в этот день служащий на станции поставит вам на него печать. Дату менять нельзя

-     Вагоны Ordinary бывают двух типов reserved и non-reserved. В некоторых поездах все вагоны reserved, а значит, что вам нужно обязательно забронировать места (с таким поездом вы можете столкнуться сразу по прилёту – это NEX - Narita Express).  Это можно сделать в любой билетной кассе JR, предъявив свой JR PASS и распечатку поездов, на которых вы будете путешествовать, с указанием даты (в Японии другой формат написания дат – будьте внимательны!), времени отправления, начальной и конечной станции. В аэропорту, в пиковый сезон вы не сможете забронировать сразу все билеты. Как правило, они ограничиваются бронированием мест на поезда, которые отправляются в ближайшие два дня. Найдите станцию, где нет очереди и забронируйте там оставшиеся. Бронирование мест для владельцев JR PASS бесплатное. Его нельзя сделать ни в автомате, ни через веб сайт – только лично в кассе. В результате вы получите небольшие бумажные билетики, где по-английски указаны все атрибуты бронирования.

JR PASS весьма универсален, но у него есть свои ограничения. Подробно о них можно прочитать на официальном сайта. Если вы придерживаетесь классических, популярных маршрутов, то вам не потребуются какие-либо доплаты. Одним из неудобств этого проездного является его размер – это внушительных размеров буклет, который с трудом лезет в карман рубашки. Вам придется показывать его служащему на входе и выходе на всех станциях. Проходить через автоматические турникеты вы не сможете.

 

Городской транспорт:

Местный транспорт в городах представлен автобусами, трамваями и метро. Кроме этого, по городам ходят линии железной дороги, на которых вы можете ездить, имея бесплатный JR PASS.  Для оплаты проезда можно использовать:

-     Проездные билеты (на день, неделю и т.д.)

-     Разовые билеты (могут продаваться в автоматах, там же, где ЖД билеты)

-     Наличные деньги (это касается только автобуса и трамвая, с метро так не получится). Вход в автобус осуществляется через среднюю дверь, а выход через переднюю. Если стоимость проезда зависит от количества остановок, то вы должны взять билетик в автомате рядом с входной дверью или коснуться IC картой терминала там же. При выходе вы должны положить монеты в специальный автомат или коснуться IC картой терминала. Монетоприёмник сдачу не даёт, но в каждом автобусе есть машина по размену, которая принимает монеты и купюры в 1000 йен)

-     Транспортная карта (IC карта, ею нужно касаться терминалов на входы и выходе или только на выходе, в зависимости от системы тарификации)

Вы, конечно, можете подробно разобраться с проездными билетам, просчитать количество поездок и сэкономить что-то в деньгах, но я настоятельно не советую этим заниматься, ваши усилия и время не стоят этой экономии, это огромный массив информации по каждому городу. В Японии очень распространены платежные суррогаты, в частности бесконтактные карты как наша “Тройка”. Ими можно оплачивать не только проезд, но также расплатиться во многих автоматах по продаже напитков или магазинах. Я бы рекомендовал вам купить одну из таких карт и платить за проезд в общественном транспорте именно ею. Подробное сравнение их вы можете найти вот тут. Получить такую карту можно в некоторых автоматах по продаже ЖД билетов. Наиболее универсальной мне показалась ICOCA.

При её получении придется уплатить залог в 500 йен положить на счет минимум 1500 йен. Большинство автоматов поддерживают английский язык, так что вы легко разберетесь. В этих же автоматах можно получить выписку, посмотреть баланс и пополнить карту. В некоторых автоматах карту можно пополнить на любую сумму, в других же только фиксированными квантами, кратными 500 йен. Одна поездка в общественном транспорте по городу обходится в 180-280 йен. По одной карте может ездить только один человек. Если вас скажем трое – вам нужно получить три карты. В каждом регионе продается свой тип карты, но купив ICOCA в Киото, вы легко сможете не только использовать её в Токио, но и пополнять её там в терминалах на ЖД станциях и станциях метро.

При использовании метро и поездов, может получиться так, что у вас не хватает денег на карте чтобы выйти со станции оплатив проезд, в этом случае вам нужно воспользоваться специальным терминалом Fare Adjustment.

 

В некоторых городах стоимость проезда зависит от зоны, в которой вы сели и вышли, чтобы вам было понятнее, над водителем установлено табло, где указывается текущая стоимость вашей поездки.

20180407_144438

Автомат для размена денег в трамвае Хиросимы

Навигация:

Я создал отдельную карту, со слоями по городам в Google Maps, после чего экспортировал из нее POI с информацией об отелях, ЖД станциях и станциях метро, которые планировал использовать, ресторанах, супермаркетах, достопримечательностях. Обязательно указывайте точное название железнодорожных станций – это облегчит вам дальнейшее построение маршрутов в той же Hyperdia.

-     Для планирования поездок по городу неплохо подходит Google Maps. Наверное, вы знаете, что у Google Maps есть Offline maps, но оказывается, что это относится не ко всем регионам, в частности, карту Японии скачать нельзя.

-     Для построения маршрутов между городами - Hyperdia (она в отличие от Google Maps, может указать путь, с которого отправляется поезд, ну и наличие фильтров по JR PASS)

-     Для пешеходной навигации иногда включал Maps Me, советую её взять только для Backup, на случай, если у вас отвалится интернет или возникнут проблемы с Google

 

Средства связи:

Японское законодательство не позволяет туристам покупать SIM карты для голосовых звонков, но эта проблема решаемая. Вы можете арендовать или SIM карту, или телефон, или wi-fi роутер. Я остановится на последнем варианте и остался очень доволен и сервисом, и прибором, и качеством связи. С использованием wi-fi calling от МТС вы фактически останетесь в домашнем регионе с домашними тарифами. Если вы едете в пиковый сезон, сделать заказ лучше заранее, я могу посоветовать вот это место, где просят за роутер около 550 йен в день. Оплата заказа через PayPal. После прилёта я поднялся на третий этаж и получил конверт с обещанным набором в почтовом отделении без какой-либо очереди. В комплект входит WiFi роутер с автономным временем работы 10 часов и неограниченным объёмом трафика, батарея Xiaomi на 5000mh, компактное зарядное устройство, влагозащитный зип-пакет, инструкция и конверт для обратной отправки. Перед отлетом собрал всё в приложенный конверт, запечатал и положил в почтовый ящик рядом с тем же отделением (учтите, что в чистой зоне аэропорта нет почтовых ящиков!), на следующий день мне на e-mail пришло подтверждение, что мой пакет успешно дошел.

Если вы всё же решите использовать традиционный роуминг, то обратите внимание, что в Японии вообще нет 2G. Только 3/4G, проверьте пулы частот, которые поддерживает ваш телефон. С Samsung Galaxy S4/7/8 проблем не было.

В любом случае я рекомендую взять Powerbank  емкостью от 10000mh, с ним мы чувствовали себя комфортно, не ограничивали себя в использовании телефонов. Ключевой момент – перезарядка всего электрооборудования производится ночью, у вас должно быть достаточно зарядных устройств и переходников – подумайте об этом.

 

Еда:

Учитывая плотный график пребывания и особенности японских ресторанов, я настоятельно рекомендую подумать о том, где и что вы будете есть, заранее, особенно если у вас есть какие-нибудь аллергии. Начните с прочтения вот этого материала, я вам искренне сочувствую, если вы этого не сделаете. После этого идите на Tripadvisor и выберите себе рестораны по маршруту следования. В рамэнных, лапшичных и суши-ресторанах, как правило, не бывает бронирования, а вот всё что, отнесено к высокой кухне, в том числе стейки, требует обязательного предварительного заказа. Популярные бюджетные места обрекут вас на стояние в длинных очередях, которые на ужин в среднем составляют от 1 до 3 часов. В ресторанах высокой кухни очередей естественно быть не может из-за обязательного предзаказа, но уровень цен там так же высок, как и кухня. Ориентируйтесь на 20-30 000 йен на человека за ужин и на 5000-7000 йен за обед. Если у вас не хватает времени поесть, зайдите в любой продуктовый супермаркет в отдел кулинарии – это весьма разумный компромисс. На всякий случай поищите их на карте заранее. Также многие суши бары предлагают еду на вынос без очереди, что так же может сэкономить ваше время.

 

Детальный план поездки:

Наверняка среди вас есть люди, которые презирают любое планирование, не терпят никаких ограничений и ценят свободу здесь и сейчас.  Этот раздел точно не для вас. Если же вы хотите не пропустить ничего из запланированного, а план у вас амбициозный, вам потребуется предельно точно проработать свой маршрут по минутам.

Я создал Таблицу Google, в которой поминутно расписал все свои дни. Вот несколько источников информации и предпосылки, которые я использовал:

-     Продолжительность пеших перемещений и время поездки на городском транспорте по Google Maps

-     Посещение любой достопримечательности 1-1,5 часа (мы ни разу не столкнулись с очередями, но обязательно прочитайте на Japan Guide о времени работы, времени последнего входа, выходных днях – вас может ждать много сюрпризов). Hyperdia ответит на все ваши вопросы

-     Поезда в Японии ходят предельно точно (речь скорее о секундах, чем минутах), мы столкнулись только с одним опозданием и это был NEX, он опоздал почти на 25 минут, из-за этого мы опоздали на пересадку, но у нас был JR PASS – так что просто сели на следующий поезд.

-     Обед – 1,5 - 2 часа (либо вы постоите в очереди, либо это будет стандартным временем обслуживания в ресторане высокой кухни)

Создайте отдельную таблицу со всеми поездами, которые планируете использовать, и на которые нужно бронировать билеты, именно её я и показывал в кассе при бронировании мест.

 

Другое:

Обратите внимание на то, что в Японии особые розетки, они отличаются от американских как минимум отсутствием толстого штыря заземления. Переходник можно купить и на месте, но лучше позаботиться об этом заранее. Также нужно учесть, что напряжение питания 110 вольт, а частота сети во многих регионах 50Hz.

Валюту можно поменять и на месте, но нужно учитывать время вашего прилёта. Мы провели обмен всей суммы в РФ. Самый лучший курс на йену в последнее время в ВТБ. Самая мелкая купюра 1000 йен, и с ней у вас точно не будет проблем. Купюры по 10 000 йен не принимают разменные машины в автобусах, а также автоматы по продаже напитков – других ограничений у вас, скорее всего, не возникнет. Учтите, что карты Visa/Maestro за последние годы получили существенное распространение в Японии, за отель и в ресторане, как правило, можно расплатиться ими, но тем не менее структура наших расходов показала, что на повседневные покупки наличных мы потратили примерно столько же, сколько оплатили картой (не считая отели). Если вы едете вдвоём, возьмите хотя бы 100 000 йен наличными.

 

Полезные ссылки:

Навигация и планирование маршрута:

-     Hyperdia

-     Google Maps

-     Maps Me

-     AWD.RU

-     JR PASS

Информация о туристических объектах и ресторанах

-     Tripadvisor

-     Japan Guide

-     Snow Monkey Resort  (официальный сайт парка менее информативен, но можете посмотреть его вот тут)

Аренда Wi-Fi маршрутизатора или SIM карты:

-     Japan Wireless

-     AWD.RU

Видеоблоги наших соотечественников о Японии

-     Куваев Сергей

-     Шамов Дмитрий