Тиват. Черногория 2025

Дорога из Колашина в Тиват проходила через Подгорицу, куда мы решили заехать. Тут мы захватили тот небольшой платный участок, где разрешена скорость 100 км/час.

В Подгорице мы зашли в торговый центр, а потом заехали к памятнику Николе Тесле и посмотрели свадьбу в храме Христова Воскрешения рядом

Не скажу что памятник Николе Тесле выглядит тут логично, всё же он родился в Хорватии, а свою жизнь провел в США и Австро-Венгрии, но видимо сказалось его Сербское происхождение

Проезжаем Будву

Примерно через 1,5 часа мы добрались до Тивата и заселились в отель Regent. Единственным недостатком было отсутствие внятных указателей дороги к ресепшену и дезинформация от водителя багги на территории Марины. Процесс заезда выглядит просто. Вы подъезжаете ко входу, портье забирает ваши чемоданы, валет паркует вашу машину, вы проходите на ресепшен и регистрируетесь и вас провожают в номер и привозят ваши чемоданы. Мне сделали бесплатный апгрейд из номера минимальной категории до SUITE. В особых запросах я попросил крыло BAIA и вероятно это сыграло свою роль. Отличие этого отеля от SwissHotel примерно такое же как между SwissHotel и Жабляком. Сначала возникает даже небольшой шок от переоценки окружающего, но через пару дней вы уже замечаете что ничего фантастического тут нет.  Номер немного больше моей квартиры. Есть ощущение что строились они как универсальные помещения пригодные как для отеля так и для продажи под аппартаменты.

 

Ранее тут была косметика от Loccitane, но сейчас они решили заменить ее на менее узнаваемы но более премиальный Perricone MD

Номер укомплектован техникой Miele, тут и стиралка и посудомойка и плита и духовка и холодильник…

Удивительное совпадение. В  SwissHotel у нас был номер 313, в этом тоже 313, ряд в самолете в котором мне дали места, тоже 13

Тут конечно совсем другой вайб и другие люди, мы пошли ужинать по совету ChatGPT в ресторан ONE. Я активно пользовался ChatGPT в поездки, не скажу что это серебряная пуля, но иногда он подкидывал интересные идеи.

Первое что бросается в глаза – это огромное количество яхт разного номинала у причалов

Как ни странно в 19:00 в ресторане далеко не пиковое время, поэтому мы легко получили столик, но в 21:00 все рестораны работают уже только по записи

Тунец

И осьминог

После ужина немного прогулялись по набережной

В 9 утра в отеле и в частности на завтраке немноголюдно, несколько бассейн собирают своих постоянных клиентов уже ближе к 11 и даже 12 часам, но даже в это время тут не было недостатка свободных мест

Проходим через просторное лобби и оказываемся у входа в ресторан

Традиционно для 5 звезд завтрак шведский стол и заказ без дополнительной оплаты из меню

В самых лучших отелях мы встречали много локальной еды, тут ничего подобного не предлагали. Взял по меню омлет с черным трюфелем.

Ресторан хорошо декорирован, а столики доступны как внутри так и на набережной

В лифтах отеля расположены чертежи различных устройств, которые вы можете найти в номере, начиная с душа и заканчивая вешалкой. Наверное это для немецких туристов.

Немного передохнув после завтрака на балконе (я немного переоценил свои возможности и мне было трудно дышать), мы отправились в Котор - один из туристических городков неподалеку. Город был основан еще в античные времена, потом Византия, Сербское королевство, Венецианская республика, Австро-Венгрия, Югославия и наконец, Черногория. Старый город окружен крепостной стеной.

Проходим через Морские ворота

Оказываемся на площади перед Часовой башней 1602 года постройки. У основания башни можно увидеть позорный столб – это реконструкция

Проходим мимо дворца Пимы 17го века, который принадлежал одной из знатных семей города, которая занималась торговлей с Венецией и кораблестроением

Собор Святого Трифана, построенный в 1166 году, на месте старой церкви был сильно поврежден землетрясением 1979 и был восстановлен в 2016 году. Именно эту историю и несут цифры на фасаде.

Тут весьма богатая коллекция мощей различных святых, которые экспонируется в весьма необычном формате

По узким улочкам идем к лестнице на городские стены

Вид на бухту с городских стен

Двухцветный виноград

Возвращаемся к парковке. В пиковый сезон запарковаться довольно трудно, несмотря на высокие цены, на въезд стоит очередь, но если подождать минут 15-20 – место появится

Церковь Святого Николая, построенная в 1909 году

Рыба в городском канале

Остатки водяных систем и рвов города

Фонтан 19го века на площади перед церковью святого Луки

         

Двигаемся дальше по небольшим городским улочкам

Поднимаемся к крепости Святого Иоана 6го века, вход в нее платный (по 15 евро) и нужно активно карабкаться по скалам и ступенькам (подъем 1350 ступеней), что в 39 градусов по Цельсию уже не очень хочется. Ограничимся фотографией от входа.

Садимся в машину и едем в Пераст, где действует переправа до островов.

 

Слева можно заметить остров Святого Георгия с одно именным монастырем 9го века на нём. Он закрыт для посетителей. Справа искусственный остров Госпа од Шкрпьела, созданный людьми в 15 веке и церковь Богородицы на рифе на нём. Сюда на лодках приплывает множество туристов.

Несмотря на запрет на посещения, какие-то туристы в монастыре всё же были

Обычно на осмотр острова дают 30 минут

Маяк

Наша лодка, за поездку в оба конца просят около 50 евро, что конечно очень дорого

Возвращаемся в Пераст. Население более 250 человек. Основан в 15ом веке, при Венецианской республике. В самом центре церковь Святого Николая, с колокольней 17го века высотой 55 метров. Проектировщики и мастера были приглашены из Венеции. Финансирование шло от морских братств Пераста. Венецианцы активно поддерживали такие проекты, так как для них была важна лояльность местного населения.

Заходим в музей церкви Святого Креста

Далее мы заехали в город Рисан, посмотреть Римские мозаики, найденные в раскопе римской виллы 2-3 века. Систематические раскопки начались тут в 1930х годах,  но современный музей-павильон открылся только в 1990х годах.

В центре можно заметить единственное сохранившееся изображение Гипноса в стиле Римской мозаики

Ужин в ресторане Bokka.

 

Севиче из Сибаса и креветки

Прогулка по набережной

Совершенно неожиданно находим на берегу две подводные лодки. Это бывшие югославские субмарины, превращенные в морской музей. Построены лодки в Сплите в 1970х-1980х годах и списаны в 2004 году

Зашли за десертами на ужин

Выходим на завтрак около 8:30

Яйца Бенедикт с лососем

Посмотрев на цены в местных магазинах, понимаю что перед моими глазами сотни миллионов долларов

К 11 утра добираемся до кабаны около бассейна нашего отеля

Дерево с лаймами около бассейна

Ближе к часу дня мы решили выехать в сторону Ловчена и мавзолея Негоши, по дороге сделали несколько панорам Котора и даже Тивата, вид на который открывался с верхних частей серпантина

Круизный корабль в Которе

Тиват. Слева виден аэропорт.

Пётр Петрович Негоша, был правителем Черногории в 1830-1850х  годах и хотел быть похоронен на вершине Ловчена. Его завещание было исполнено, его похоронили в небольшой часовне на вершине, которую в 1916 году разрушили австро-венгры. В 1950м году власти Югославии решили построить большой мавзолей, который был открыт только в 1974 году. То что вы видите на фотографии – это не мавзолей, а вход в туннель, который к нему ведет.

Вам нужно преодолеть 461 ступень до самого мавзолея

Вход охраняют две женщины в национальных одеждах, которые символизируют Мать-Черногорию

Сам Пётр в бронзе

Панорама на Штировник с его радиоантеннами

Горные хребты с другой стороны

На обратной дороге заехали в село Негуши, известное своим сыром и окороками

Ужин в ресторане Murano

На завтрак решил взять кашу

Куст розмарина

Ремонт на дороге между Будвой и Тиватом задержал нас минут на 40.  Некоторые слишком спешат.

Свободную парковку в городе найти невозможно, а тут всегда есть места

На улице очень жарко, поэтому гулять по городу совсем не хочется

Выпив кофе выезжаем в сторону Липовой пещеры. С дороги открываются виды на Будву

Прямо перед городом виден остров Святого Николая или Школь. Там очень хорошие пляжи и чистая вода, местные называют его Будвенскими Мальдивами

Паркуемся около билетной кассы пещеры, покупаем билеты и ждем наш паровозик

Строго по расписанию паровозик отвез нас ко входу в пещеру. Многие не верили что нужна тёплая одежда пока гид не подвел нас ко входу. На улице около +35, в пещере +10.

Пещера находится на высоте 700 метров над уровнем моря. Протяженность исследованных коридоров около 2,5 км. Известна с 19 века, но как туристический объект работает с 2015го года. Все известные другие лазы закрыты решетками. Формирование пещеры началось около 5 млн лет назад.

Пожалуй один из самых известных сталактитов – Орган

Вечером традиционная прогулка по набережной

Ужин в ресторане Bokka

Завтрак

Бассейн

Паром из Лепетане в Каменаре, к короткой дороге до Херцег-Нови

Савинский монастырь

Тут мы обратили внимание на необычную традицию, делать могилы для живых людей

Церковь Святого Савы 15 века

Виноградники монастыря

Спускаемся в город

Оказавшись в городе мы зашли в местный музей Булгакова. Место интересно тем, что сам Булгаков тут никогда не был, но проездом был его брат.

Церковь Святого Архангела Михаила и фонтан Карача и то и другое построено около 100 лет назад

Спускаемся к крепости Forte Mere, построена в 1382 году боснийским королем

Идут сюда в основном из-за видов. В частности внимание привлекается огромный бассейн шириной 25 и длиной 50 метров, построенный тут еще в 1926 году и наполнявшийся морской водой. После этого бассейн многократно перестраивался и очередная модернизация закончилась только в 2010 году. Теперь в нем исключительно пресная вода.

По узким городским улочкам поднимаемся к крепости Канли Кула (Кровавая башня)

Канли Кула построена османами в 1539 году, долгое время тут функционировала тюрьма и казнили заключенных. Говорят что амфитеатр тут не исторический, а достроен в 1966 году под нужды местной общины.

Ужин в Forza Porto

Подъем в 6 утра и выезжаем в аэропорт

В аэропорту Тивата огромные очереди, но не стоит их бояться, служащие выдергивают из очереди только тех чей рейс они готовы отправить прямо сейчас, поэтому вы никуда не опоздаете

Длинную пересадку в Стамбуле, мы решили потратить на шоппинг, но посмотрев на текущие цены в торговых центрах не купили буквально ничего. Говорят что инфляция работает в Турции удивительным образом, разгоняя цены не только в лирах но и в долларах.

Перед самым вылетом и с огромным трудом нашли Lounge, навигация в аэропорту не самая лучшая.

Пора на рейс

Несмотря что многие туристы потеряли свой багаж, наш прибыл строго по расписанию, но один из чемоданов получил повреждение в виде сквозного отверстия.

Около двух часов ночи добрались до дома – длинный день