Рабат. Марокко 2025.
У Royal Air Maroc всего один рейс в день, поэтому мы вынуждены вылетать довольно рано, в 8:30. В 4:30 нас уже ждало такси в Шереметьево С.

За 24 часа до вылета можно было купить upgrade в бизнес класс за 800$ на двоих туда и обратно, но салон бизнес-класса того не стоил. Несмотря на ранний час, у стойки авиакомпании уже было много людей.

Сам же аэропорт в этот день не был перегружен.

Хорошо иметь пакеты услуг сразу в нескольких банках. Сначала мы зашли перекусить в Кофеманию, за которую заплатил Сбербанк

Потом мы пошли в бизнес-зал Шагал, где нормальной еды нет, но есть удобные кресла, в которых можно полежать. За него уже заплатил Т-Банк.


Вылет строго по расписанию

Проходим упомянутый мною бизнес-класс. Тут нет даже видеомониторов.

Еда была съедобной, но не более. Кормили ДВА раза.


В целом борт был не первой свежести


На всякий случай, я купил маячки для багажа. По прилёту я сразу знал, что багаж прилетел вместе с нами. Проходим паспортный контроль и получаем багаж. Интересная композиция в аэропорту Мохаммеда V.

Садимся на ближайший поезд до Рабата с пересадкой в Касабланке

Поезд из аэропорта сильно опоздал, поэтому пересаживаться пришлось максимально оперативно. Билеты с местами, в случае опоздания нужно идти в кассу, а там всегда очередь. Как ни странно, почти все покупают билеты в кассах, а не автоматах, к которым вообще нет очереди.


Эргономика поездов очень плохая. Места для чемоданов мало. Везде какие-то ступеньки и нести через них багаж тяжело. Состав имеет переходы только на втором этаже, но в нашем случае состав был двойной, мы не успели дойти до своего вагона и он оказался в другом составе, поэтому мы сели во втором классе на свободные места. Контролеры приходили всегда, но к нам у них вопросов не возникло. Прибываем на вокзал Рабата. Вокзалы в Марокко в очень хорошем состоянии и очень удобные. Есть даже бизнес залы для пассажиров первого класса некоторых поездов.

Рядом с Рабатом, который является столицей Марокко, есть еще один город - Сале. Фактически они образуют единую агломерацию, но юридически это разные города и в них разные компании такси. Поэтому доехать до нашего отеля в Сале можно только на междугороднем такси, цены на которые кусаются или нелегально на рабатском такси. Если вам нужно такси по городу, ищите цветное (для Рабата синее, для Касабланки красное) такси, его еще называют Petit Taxi. Не удивляйтесь, что таксист имеет право подсаживать пассажиров по дороге. Такие такси ездят по счетчику, для каждого пассажира свой счетчик. Если вам нужно междугороднее такси, ищите белое такси, его также называют Grande Taxi. Тариф на поездки на нем, как правило, фиксированный и довольно высокий. Средняя поездка по городу в Petit Taxi стоит 2-3 EUR. Цены на Grande Taxi, начинаются от 10 EUR, а поездка в аэропорт будет стоит 25-30 EUR.
Сотрудники отеля были очень приветливы, интерьеры современные, новые и чистые.





В ванной комнате была даже Bluetooth розетка, подключившись к которой можно было транслировать музыку на динамики в номере.

В номере был даже небольшой балкон с видом на центр Сале и городское кладбище. Район хороший и соседи тихие.


Немного передохнув, выходим из номера и идем к крепости и медине Рабата.





Несмотря на то, что нас от них отделяют какие-то 200 метров и река, добраться на такси будет стоить почти 15 EUR, а на местной лодке 0.5 EUR за двоих или 2.5 EUR за всю лодку.
Вид на наш отель с улицы

Касба Удайя - заложенная при альморавидах крепость в устье реки Бу-Регрег. Якуб аль-Мансур, правивший в 1184—1199 годах, выстроил главный крепостной портал. Название происходит от имени разбойничьего племени Удайя, «посаженных на кормление» в Марокко при династии Альморавидов для противодействия местным кочевникам. Султан Мулай Исмаил усмиряет пиратов, строит в касбе дворец и селит здесь гвардейское племя Удайя.

Идем по набережной к лодочному пирсу. На заднем плане можно заметить Mohammed VI Tower высотой 250 м, 55 этажей, самое высокое здание Марокко и третье в Африке. Строительство началось 09.03.2016 с закладки первого камня королём Мохаммедом VI. В здании планируется расположить отель, офисы и апартаменты. В связи с эпидемией COVID сроки немного поехали, в настоящий момент открытие отеля Waldorf Astoria наверху башни планируется в первом квартале 2026.

Садимся на лодку и переплываем реку за 2 минуты. Этот маршрут был основной переправой, пока не построили мосты через Бу-Регрег


Подходим к Касбе. Андалузские сады, расположенные в ней, уже закрывались, и мы решили посмотреть их на следующий день

Знаменитые ворота построены при Якубе аль-Мансуре (ок. 1195–1199) и вставлены в более ранние стены, возведённые при Абд аль-Му’мине (ок. 1150)

Проходим за стены и идем узкими улочками


Выходим на центральную улицу, соединяющую ворота и смотровую площадку на Сале



Вид на Сале




Ворота Касбы с обратной стороны

Выходим из крепости и идем гулять по городу через медину к нашему ресторану




Практически вся медина представляет собой либо торговые ряды, либо отели, либо рестораны.


С огромным облегчением выходим из толкотни и суеты медины.




Идем вдоль старых городских стен

Первый ужин в Марокко у нас в небольшом французском ресторане. Как ни странно, в Рабате с ресторанами всё очень плохо. Город не туристический, а местным fine dining не нужен


Вечером на набережной светящиеся электромашины привлекают детей

Возвращаемся в отель на лодке




Бар Улей


Завтракаем в отеле, ассортимент и обстановка очень достойные



В солнечном свете Касба выглядит заметно выгоднее



Рыбаки уже выгружают свой первый улов











Андалузские сады открываются в 10, и мы пришли к самому открытию. Сады заложены во времена Французского протектората (нач. XX в., 1910-е–1920-е) как «витрина» андалузско-марокканского садового искусства





Возвращаемся на набережную и через медину идем к Минарету Хасана и мавзолею Мухаммеда V.




Сад вокруг минарета всегда закрыт, но посмотреть на него поближе можно со стороны мавзолея. Фактически это незавершённый минарет огромной мечети Хасана, начатой при третьем халифе альмохадов Якубе аль-Мансуре в конце XII века. После его смерти (1199) стройку прекратили

Если посмотреть в сторону Сале, от минарета открывается вид на новые театр и мост

Знаменитый театр начал строиться в 2014 году. Архитектором выступила Zaha Hadid – знаменитый иракско-британский архитектор и дизайнер. Дожить до завершения строительства ей было не суждено, она скончалась в 2016 году, но ее партнер Patrik Schumacher продолжил начатый ею проект. Основное здание выполнено в форме головы кобры.

Подходим к мавзолею Мухаммеда V, строительство начато в 1961–1962 по поручению Хасана II, а завершилось только в 1971






На нижнем уровне расположена небольшая мечеть



Между мавзолеем и минаретом на площади можно видеть огромное количество колонн – это основания колонн мечети Хасана, которая так и не была построена





Завершив осмотр комплекса, мы направились к президентскому дворцу

Попасть внутрь у вас не получится, но даже чтобы посмотреть на его ворота, вам понадобится паспорт. Проходим мечеть Ахль-Фес, нередко именно сюда монарх приезжает на пятничную и праздничные молитвы.

На лужайке перед мечетью гуляют аисты


Королевский дворец


Выходим и направляемся к развалинам Шелла


Здесь сложилось три слоя истории. Античный город Sala Colonia (римские руины), раннесредневековое поселение (исламский период), меринидская некрополь-завия XIV века с крепостной стеной и монументальными воротами.

Мы начали свое посещение в кафе с видом на гнезда аистов



Большой урон постройкам нанесло Лиссабонское землетрясение



Заросли бамбука


Хамам

Фрагменты римской эпохи

Выходим и направляемся на такси в отель немного передохнуть

Пробуем марокканский мятный чай. Пену в марокканском мятном чае делают специально — это и технология, и жест гостеприимства. Чай наливают длинной струей с высоты. Струя с высоты насыщает напиток воздухом, «раскрывает» эфирные масла мяты и чая, сглаживает терпкость. Чай охлаждается до приемлемой температуры. В жарком климате так быстрее остужают первую чашку без разбавления водой. Перемешивание без ложки. Но в первую очередь это знак мастерства и уважения. Красивая высокая струя и «корона» пены — демонстрация заботы хозяина о госте. Пена считается признаком «правильно заваренного» чая.

Вечером выходим в ресторан. Сегодня у нас традиционный ужин в риаде



Традиционно медина считается довольно опасным местом, особенно вечером, но мы ничего подозрительного не заметили

Ориентироваться во множестве дверей и переулков сложно, поэтому тут много указателей к наиболее востребованным местам

Вход в одну из гостиниц

Вот наш ресторан

Риад - это внутренний двор дома. Иногда его перекрывают тентом.




Ну и, конечно, тажины

Возвращаемся в отель



На следующее утро у нас поезд в Марракеш. Нас провожают из отеля.



