Осло

Рейс в 9:45 из Шереметьево E мне кажется разумным компромиссом. Вы не теряете целый день на логистику, и можете при этом выспаться. В этом время можно смело заказывать не такси, не опасаясь пробок. Не знаю почему, но по дороге ТУДА водители всегда оказываются лучше, чем ОБРАТНО. Мы продолжаем выбирать Yandex.Taxi с его наиболее гуманными тарифами в этом классе.

Бизнес залы в Шереметьево выглядят лучшие среди других московских аэропортов, но и тут нет особого восторга. Зал Галактика, достаточно просторный, с видом из окна, но в части питания весьма убогий. Я пока голосую за Галерею.

С точки зрения комфорта в Air Baltic у меня не вызвал никаких нареканий на рейсе SVO-RIX . Багаж и питание не входит в стоимость билета и требует предварительного заказа. На борту можно выпить кофе за 3 евро – вполне доступно. Мы летели на Boing 737, но основу флота этой авиакомпании составляют Bombardier CS300. Не знаю как у них со стоимостью обслуживания, но весьма эффективны в части потребления топлива

Самолет

Расход литров/1000 км/1 пассажира

Bombardier CS300

20.5

Boeing 737-300

23.5

Boeing 737-500

31.2

Bombardier Q400 NextGen

24

 

Пересадка в Риге прошла быстро и комфортно. Меня пугала стыковка в 1 час 20 минут, но мы успели даже забежать в местный бизнес зал PRIMECLASS RIGA BUSINESS LOUNGE – это ощутимо лучше Галактики.

Давненько не летал я на турбовинтовых самолетах. Летит он медленно, уровень шума комфортный. Салон уже немного затертый, но пространство для ног достаточное.

Добраться из аэропорта можно либо на экспрессе, который ходит раз в пол часа, либо на любом проходящем поезде (не перепутайте!), которые ходят в среднем раз в 10 минут днём. Время в пути 20 минут в обоих случаях, но экспресс дороже в 1,5 раза.

Такси – я бы не рассматривал, если поезд даже на ТРОИХ стоил 233 NOK, то такси вам обойдется в 900 NOK.

Курс норвежской кроны на август 2017

1 NOK = 7.37 RUB

1 USD = 8 NOK

Покупать билеты заранее лишено какого-либо смысла, в любом автомате их можно купить, оплатив картой (я рекомендую использовать для поездки в Норвегию только VISA/MasterCard со счетом в USD)

В поездах ВСЕГДА проверяют билеты, но насколько я понимаю можно за существенную доплату купить билет и в  самом поезде у контролера.

Мы прибываем на центральный вокзал Осло.

Погода хорошая, почему бы не залезть на тигра

Прямо за животным слева, находится центр туристической информации, куда я зашел купить Oslo Pass 48. Удобно то, что активировать их вы можете сами, просто написав время перед первым использованием. Это не единственное место, где их можно купить, но я решил с этим не тянуть.

В городе много общественного транспорта, особенно трамваев, но стоимость поездки по центру города весьма кусачая:

Разовая поездка 33 NOK (250 руб.)

Дневной проездной 90 NOK

 Мы как неопытные туристы пошли пешком.

В Норвегии я заметил одну особенность в части электронных сервисов: у них почему-то разделяют покупку и планирование в разные приложения:

Купить Oslo Pass: Oslo Pass - Official City Card (не пользуйтесь, вы замучаетесь с билетами на общественный транспорт. Бумажный вариант намного удобнее.)

Карты и описание всех активностей в рамках программы Oslo Pass: Oslo - Official City App

Аналогичная же история с билетами на общественный транспорт:

Купить билеты: RuterBillett (наличие интернет подключения обязательно как во время покупки билета так и при его использовании, цена аналогична бумажным билетам)

Планирование маршрутов: RuterReise (наличие интернет подключения обязательно, но я смотрел заранее и делал скриншоты)

Мы поселились в Radisson Blu Scandinavia Hotel Oslo, рядом с королевским дворцом. Здание немного мрачное.

Лобби помнит и лучшие времена, но номера достаточно актуальные, просторные и с большими панорамными окнами. Очень кстати оказалась батарея под ними, на ней можно неплохо просушиться после дождя.

Мы решили эффективно использовать оставшуюся часть дня и хорошую погоду для прогулки по городу и Ослофьорду. Выдвигаемся в сторону гавани.

Классическая норвежская история с газоном на крыше дома в миниатюре

Хочется отметить натуралистичность обнаженных скульптурных форм в городе, мы еще не раз к этому вернемся. Я не понимаю, как они в такую погоду оказываются все без одежды.

Одно из немногих мест, где есть что-то бесплатное, например, вход в городскую ратушу

Прямо на третьем пирсе стоит касса. Справа лодки до острова музеев и общественные лодки на острова, а слева прогулочные корабли

Вот на этом баркасе мы и поплывем

Совсем рядом стоят круизные лайнеры, размер, конечно, впечатляет, но такой формат отдыха остаётся мне до сих пор непонятен

Вид на пристань

Портовая зона исторически была промышленным районом, сейчас же здесь развивается урбанистический проект создания района привлекательного для жителей и туристов. Идёт глобальная стройка. Первые результаты перед вами. Это здание оперы, на крышу которой можно подняться без лифта и лестниц.

Прямо перед зданием вы можете видеть предмет современного искусства (She Lies),  и это не затонувший корабль, а глыба льда, символизирующая мощь власти в регионе. Некоторые жаловались, что скульптура похожа на строительный мусор, другие же наоборот её очень хвалят. По мне так он издалека больше напоминает тонущий корабль.

Праздные норвежцы развлекают себя, катаясь на катерах и яхтах

Урбанина

Справа покатая крыша Astrup Fearnley Museum of Modern Art, а слева зона для купания

Вокруг Осло есть несколько островов, большинство из которых застроено летними домиками

Летние домики часто комплектуются домиком на сваях, где организован спуск в воду по лестнице

Говорят, что такого рода домики были крайне востребованы во времена сухого закона, в них можно было купить алкоголь прямо с воды

В виде исключения можно вместо летнего домика встретить монументальные строения

На одном из островов есть даже церковь

Проплываем легендарный музей Фрама. На этом кадре виден так же шалаш музея Тура Хейердала, аналогичный фрамовскому.

А вот пример общественно транспорта среднего радиуса действия, такие лодки ходят на расстояния до 50 км от порта

Район порта выглядит по-хорошему обжитым, тут много туристов, ресторанов и просто жилья

Пока не стемнело, продолжаем прогулку уже пешком

Погода не жаркая, и дожди тут не редкость – цветам нравится

Гуляли мы не просто так, а искали ресторан Rorbua Aker Brygge. Обстановка простая, но мне показалась уютной. Обслуживание с трудом тянет на четверку, но для Норвегии это уже неплохо.

Я взял для начала мясное ассорти

Тут мы впервые познакомились с норвежскими ценами. Пиво 100 NOK, вторые блюда 300 NOK. Зашли поужинать - и о 1300 NOK можно забыть. Удобно то, что практически везде принимают карты, даже чаевые можно оставить безналичным способом. Вам приносят терминал, где введена сумма чека, потом вы сами вносите сумму, которую хотите оплатить, разница автоматически в чеке пробивается как чаевые. Насчет размера чаевых ходили разные слухи, от 5-10 NOK до 10%, я всегда оставлял 50 NOK претензий не было, и по виду всех устраивало.

Мясное ассорти, которое я взял, сразу расставило все точки над i. Китовое мясо на цвет черное и по фактуре напоминает говядину, но вкус морской тины не прибавляет ему очков – рекомендую точно не брать стейк, не факт что вы его доедите, да и кита жалко. Северный олень – весьма интересен, мясо более однородное, чем говядина, не жесткое, жира мало. Это конечно не альтернатива рибаю, но для разнообразия можно попробовать.

Выполнив обязательную программу, двигаемся в сторону отеля

Электровелосипеды

Boroysun - один из легендарных кораблей отслуживший почти 100 лет

На холме городская крепость Akershus Festning

Еще немного скульптуры. Это уникальный случай, когда люди изображены одетыми.

Несмотря на суровый климат, тут прижились электромобили, их действительно очень много, что ожидаемо при цене бензина в 16-18 NOK за литр

Мы присели немного передохнуть около фонтана перед музеем современного искусства (он сзади – на фото не ищите!)

Вечерняя пешеходная улица Karl Johans gate

Здание университета

На следующее утро пошел дождь, который шел весь день до самого вечера, и мы решили пойти в музеи.

Завтраки в Radisson определенно хочется похвалить, я в последнее время выбираю отели именно по отзывам о завтраках.

Обратите внимание на светофоры для дальтоников,  тут можно определять цвет по количеству пешеходов.

Первая лодка на остров музее отправляется в 10 утра, и мы решили зайти в городскую ратушу

Вот и ему водички перепало – очень органично смотрится

Вход в ратушу с противоположной от гавани стороны

  

Внутри ничего религиозного, фрески на тему жизни норвежского общества

Вот агитматериалы к 8 марта

Вероятно, что-то с Нобелем связано, не могу, к сожалению, понять смысл происходящего

Активируем свои Oslo Pass и отправляемся на остров музеев.

Билет на лодку можно оплатить на борту, но это дороже, у большинства Oslo Pass, изредка видел билеты из кассы

Причаливаем. Находясь в Норвегии, по-особому ощущаешь близость воды, и не только из-за сильного дождя. Вот в Москве тоже есть река, но она для меня где-то там, я не воспринимаю её как часть инфраструктуры.

Ближайший из музеев – Норвежский музей истории культуры Norsk Folkemuseum. Основная экспозиция состоит из воссозданных фрагментов улиц разных эпох. Там есть даже местные жители, занятые типичной для них работой: вышиванием, готовкой или работой в лавке.

В табачной лавке и подобных магазинах ничего не продается, тут просто декорации

В домики можно заходить, там воссоздан крестьянский или городской быт

В поисках всего самого интересного зашли в аптеку

В поселке есть даже заправка

Не смогли пропустить любимый магазин

Дом с газоном на крыше. Не стоит думать, что это прерогатива музейных экспонатов, таких домов и сейчас довольно много

Тут же пасутся кони и коровы

Есть даже небольшая ферма. Запах вокруг очень натуральный.

Если в прошлый вечер мы познакомились с ценами в ресторанах, то сегодня - в сувенирных магазинах. Кроме свитеров по 2000 NOK, тут можно купить кружки по 150 NOK или магнитики по 35 NOK

Следующий музей в 10 минутах ходьбы - Музей кораблей викингов Vikingskipshuset.

В музее представлено несколько кораблей, найденных относительно недавно. К счастью, викинги на них не только плавали, но и использовали для захоронений. Корабль вытягивался на сушу, внутрь клали покойников и различный скарб, после чего корабль засыпался землей, получалось нечто наподобие египетских пирамид. В кораблях находили не только мужчин, но и женщин, но кто они были, неизвестно

Еще через 15 минут мы были около музея Фрама. Кстати, тут ходит автобус, но ждать неохота

Для тех, кто не знает, что такое Фрам. Норвегия дала миру много неординарных людей, одними из первых были Амундсен и Нансен, которые на построенном Нансеном деревянном корабле Фрам покорили Северный и Южный полюса земли. А с 1936 года корабль стоит вот в этом шалаше.

Экспонируется корабль исключительно неудачно. Увидеть его целиком невозможно.

Посмотреть можно не только палубу, но и внутренние помещения

Набор корабельного врача

На стенах можно увидеть реконструкции жизни экспедиции и некоторые сохранившиеся уникальные приборы.

Буквально через дорогу находится музей другого известного норвежского путешественника Тура Хейердала. В музее можно найти его два знаменитых плота Кон-Тики, на котором он преодолел Тихий океан и Ра-II, построенный из папируса для преодоления Атлантического океана. Своими экспедициями он хотел воспроизвести пути миграции древних людей.

Тут же рядом есть музей мореплавания – весьма спорная экспозиция.

Погода определенно не становилась лучше. Шел хороший дождь с порывами ветра.

Мы решили поддержать английскую традицию afternoon tea в Café Christiania

Такое неспешное времяпрепровождений обойдется вам в 250 NOK за чайник с легкой закуской и десертами

Пока мы пили чай дождь, пошел сильнее, и мы пошли в отель переодеться

По дороге перед закрытием зашли в Национальный музей искусства Nasjonalgalleriet, посмотреть Крик Мунка.

На этой мажорной ноте я могу констатировать, что теперь я видел два Крика, один в NY, другой в Oslo. Так же могу сообщить, что Oslo Pass уже окупился, а в запасе целые сутки.

Переодевшись, мы пошли смотреть здание Оперы. На этот раз мы уже воспользовались трамваем.

Вокруг еще идут строительные работы. Урбанина получилась неплохо.

Тут, как и в Москве, идет поквартальная реконструкция.

Когда совсем стемнело, мы поехали домой

На следующее утро погода нас по-хорошему удивила, и мы решили прогуляться по островам, которые мы видели во время круиза по фьорду.

Нужно заранее скачать из интернета схему движения маршрутов лодок, там не всё так очевидно, как может показаться. Даю пояснения немецким туристам и даже разрешил перефотографировать схему

Буквально через 5 минут мы прибываем на Hovedoya. На острове нет дач, только места для пикников и прогулок.

Развалины древнего замка

Размер мусорных баков обнадеживает

Профессионалы плавают в любую погоду

Кстати про туалеты – тут они бывают общие и мужские!

Поднимаемся на холм к защитной батарее

Пока мы ждём лодку, делаю еще несколько фотографий

Время ожидания лодок весьма значительно, швартуемся на Lindoya Vest

Тут множество летних домиков, но нет никаких заборов

Насколько я понял, цвета у домиков должны быть стандартными

Мы решили сплавать на остров, на котором в первый день видели церковь – Gressholmen. В центре тут есть небольшое кафе, где можно перекусить и попить пива. Вообще практически на всех островах есть продуктовые и хозяйственные магазинчики.

А вот и церковь, о которой я говорил

Вид на Lindoya

Тут даже грибы есть

Вернувшись в Осло, мы пошли в музей оккупации. Войны с Гитлером у них фактически не получилось. В стране произошел государственный переворот и к власти пришли нацисты. Законно избранное правительство и королевская семья бежали в Англию. Действовало обширное партизанское движение, поддерживаемое как СССР, так и англичанами. Музей находится внутри крепости Акерхус

Неплохой вид с крепостной стены на гавань.

Пошли сами экспонаты.

Потом мы посетили сам крепостной замок.

         

После крепости мы пошли в Museum of Contemporary Art Museet for samtidskunst

Угадайте, что висит по бокам от меня?

Экспонаты, конечно, вызывают вопросы, но выглядят безобидно.

Теперь мы перемещаемся к музею Astrup Fearnley Museum of Modern Art Astrup Fearnley Museum

По дороге как всегда обнаженная скульптура.

Зашли перекусить в уже известный нам ресторан, на этот раз я взял северного оленя. Насколько я понял, норвежцы не сентиментальны, харчат всех подряд.

Само здание музея уже экспонат

Тут экспонаты уже требуют подготовки

Тут предлагают заглянуть внутрь в буквальном смысле слова

Есть и уже знакомые интересующимся традиционные раскладки

Для профессионалов задачки посложнее

Мне в этом музее понравился гардероб без гардеробщика, всё на кодовых замках

Тане же понравился этот головозуб

Это лифт, который просто поднимается и опускается

Рядом на набережной несколько скульптур

Немного урбанины рядом

Я думаю, такой композиции самое место было бы в Москве

На следующий день у нас был поезд в Берген, но с утра у нас еще оставалось время съездить в Парк скульптур Вигеланда Vigelandsparken

Приятное место, но с самого утра сюда начинают подвозить китайских туристов.

Чем дальше – тем непонятнее

В этом духе тут можно продолжать бесконечно.

Не думаю, что тут нужно что-нибудь комментировать

Теперь вы знаете, как нескучно провести время в городе, ну а мы уезжаем в Берген.

Последнюю ночь перед вылетом я почему-то решил провести в Осло. Обязательная программа была уже полностью выполнена, и мы приступили к произвольной.

Мы выбрали отель в 5 минутах ходьбы от вокзала, поезд прибывал около 23:00 и лил жуткий дождь.

Классический Best Western, почему они считают, что это 4*, я не понимаю.

Завтрак есть можно, но это далеко не Radisson

А вот лобби бар выглядел довольно уютно, но не работал.

Оказывается, не только в Москве проявляют креативность в асфальтоукладке

С утра мы решили купить продукты, а потом уже с чистой совестью пойти гулять. Тут, как и в  других скандинавских странах, очень популярна лакрица

Закончив с покупками, учитывая отличную погоду, мы пошли в ботанический сад.

Аквалангисты падают с неба.

На улице жарко.

По дороге встретили пару компаний местных алкоголиков, которые ругались на непонятном нам языке, вот что значит отойти от туристического маршрута.

Реконструкция тротуара воспринимается как родная, самое время поменять и асфальт, и бордюр, а потом еще раз асфальт.

Никаких ограждений и техники безопасности

В самом парке есть несколько оранжерей с тропическими растениями

Можно просто погулять по дорожкам, чем и занимаются пенсионеры, туристы и дети из ближайших детских садов

Автоматическая газонокосилка, ездил совершенно бесшумно. Наши газоны ей конечно не по зубам. Попёрли бы еще до начала стрижки…

Праздные жители Осло и туристы наслаждаются солнечным днём

На рекламных фотографиях сада есть гигантские кувшинки, но они, естественно, в одной из оранжерей

Узнаёте? Листики сворачиваются если к ним прикоснуться. Нам такую штуку на Бали показывали – мимоза?

А это уже открытый грунт

Некоторые растения настолько опасны, что их держат в клетках!

Sofienberg kirke

Если вы решили как настоящий хипстер выпить крафтового кофе, то вам в Tim Wendelboe. Не дорого, атмосферно, качественно. Но только кофе!

Говорят, что прогулка вдоль реки считается тут хорошим времяпрепровождением. Я не оценил, но водопад зашел посмотреть.

Одно из самых старинных зданий города - Old Aker Church (1100 год)

Я всё же не могу понять, почему они даже на церковном кладбище все голые при таком прохладном климате

Разнообразие электромобилей всё же впечатляет

Собор Святого Олафа

Церковь Троицы

Редкая для Осло скульптура человека в одежде. Думаю, что вот тут как раз было бы уместно без одежды, но с газетой.

Cristian Krohg был главой Союза норвежских художников

Однако время подошло к обеду в Louise Restaurant

Чаудер определенно не был выдающимся

Лёгкий перекус на 7 000 рублей, хорошо, что это уже последний день тут.

20 минут на электричке, и мы в аэропорту. Рейс Аэрофлота был заполнен максимум на треть.