Куско и окрестности

Историю развития территории, которая сейчас принадлежит, Перу делят на четыре крупных периода

1.   Доинкский период с 10 века д.н.э. до 12 века н.э. В этот период тут жили индейцы, от которых осталось достаточно много как архитектурных памятников, так и керамики, изделий из золота и прочего. Классическая кладка, с камнями причудливой формы и фантастическим качеством их подгонки, не позволяющем просунуть даже лист бумаги, скорее относится именно к этому периоду. Керамика представлена самобытной, но простой формой.

2.   Государство Инков просуществовало с 12 века до 1520-1530гг. Зародившись в долине реки Урубамба, оно значительно расширилось и превратилось в огромную империю, которая включала в себя часть территории современных Бразилии, Аргентины и даже Чили. К сожалению, у Инков не было никакой письменности, поэтому о предназначении найденных артефактов мы можем только догадываться, а история развития известна нам весьма приблизительно. Удивительно, но цивилизация Инков не знала не только письменности, но колеса, при этом они строили прекрасные дороги. Но и это еще не всё, у Инков не было железа, а серебро и золото они использовали только в религиозных и эстетических целях. Несмотря на то, что цивилизация была исключительно аграрной, плуг был так же неизвестен.

3.   Испанский период Перу начался с завоевания конкистадорами в 1520-1530гг. Несмотря на весьма жестокие по современным меркам подходы, цивилизация Инков не была полностью уничтожена, но частично размылась и трансформировалась. Так или иначе, в Перу подавляющим большинством остаются именно потомки индейцев, а не европейцев, в отличие от США. В этот период в Перу были построены христианские церкви, местные жители массово переходили из язычества в христианство, государственным языком стал испанский, хотя и сейчас в отдаленных регионах многие говорят на аймара или кечуа.

4.   Современный период начинается в 1820-1830гг, когда в Перу вспыхнули восстания за независимость от Испании. Формально независимость была провозглашена в 1821 году генералом Сан Мартином, но продержалась она не долго. Окончательную победу в 1824 году одержал Боливар, который разделил страну на Перу и Боливию.

Современное Перу - светское государство. В стране демократия, поэтому каждый отработавший свой срок президент перемещается в тюрьму за коррупцию.

Основные источники доходов:

-     Горнодобывающая промышленность (золото, серебро, медь) – по словам местных это самый коррумпированный сегмент экономики

-     Обрабатывающая промышленность (текстиль, металлообработка)

-     Сельское хозяйство (Перу добывает рыбы больше, чем РФ)

-     Туризм (имеет весьма незначительное влияние и начал активно развиваться только около 15-20 лет назад)

Государственная валюта – новый перуанский соль (даже не пытайтесь найти его в Москве).

Свой рейс в Мадриде мы традиционно ожидали в Cibeles Business Lounge

Зал достаточно просторный, имеет вид на взлетное поле, неплохой выбор закусок, напитков и алкоголя. Есть даже душевые комнаты, только половина из них не работает, а в оставшиеся очередь на несколько часов. Общее впечатление  - на троечку. Главная проблема в том, что зал несколько запущен, уборка оставляет желать лучшего, ну и немного нахватает комфорта и уединенности.

Из Мадрида до Лимы лететь 13 часов. Не самый простой перелёт, но нам повезло попасть в бизнес класс Air Europe. Рейсы в Лиму обслуживают самолёты Boeing Dreamliner 787-9. 350 человек, стоящих на посадку, производят неизгладимое впечатление, но в салоне бизнес класса было всего 10-12 человек, и мы прошли фактически без очереди в самолёт. Кресла расположены по два, каждое кресло раскладывается на 180 градусов и обеспечивает комфортный сон.

В начале полёта вам выдают подушку, одеяло и косметический набор, который вы можете забрать с собой. В отличие от уже традиционных тапочек – тут почему-то носки

Пока идет посадка, вам предлагаю напитки. Я решил не брать ничего алкогольного, мне хватило бизнес-зала. Во время полёта вы можете неограниченно заказывать алкогольные и безалкогольные напитки, в том числе Nespresso

Людей было мало, и по двое никто не сидел, поэтому из одного кресла я соорудил кровать, а на другом мне накрывали ужин.

Поужинав, я пошел спать

Перед посадкой нас покормили еще раз

Сервис был прекрасный, перелет комфортным и прошел незаметно. В Лиму мы прилетели рано утром по местному времени, паспортный контроль прошли буквально за 10-15 минут и пошли регистрироваться на наш следующий рейс Лима-Куско

LATAM и подавляющее большинство авиакомпаний требует пройти самостоятельную регистрацию в киосках (для проверки и упрощения процедуры киоск просит положить в специальное окно ваш паспорт для сканирования), которые довольно часто сбоят, поэтому рядом всё равно стоит человек и активно помогает.

Получив посадочный – идем к стойке сдачи багажа

Наш следующий рейс мы ждали в бизнес-зале EL SALON BY NEWREST (собственно это единственный вариант для внутренних рейсов). Ничего особенно, чай, кофе и небольшой выбор закусок. Попробовал местное вино – отвратительно.

Мы доплатили несколько долларов и купили места с дополнительным местом для ручной клади, поэтому вошли в самолёт одними из первых. Впрочем, посадка проходит быстро и никого насчет размера ручной клади не проверяли.  Для часового перелета этот A320 очень даже ничего.

Снежные вершины Анд совсем рядом

На подлёте к Куско

Практически сразу договариваюсь с таксистом на ожидаемые 20 солей, и мы едем в отель

По дороге встретили памятник освобождению Куско от кого-то, а вот флаг вызвал вопросы – оказывается радужный флаг, предположительно являвшийся флагом Империи Инков.

Отель нас встретил панорамным видом на город и чаем

Высота 3200 метров, но я не почувствовал сильного дискомфорта, разве что вверх по лестницам ходить совсем не хочется

Номер просторный и комфортный, есть даже кофемашина.

Уютный внутренний дворик

Зона для отдыха и вечерних коктейлей

Первым делом нам нужно было решить ряд организационных задач, в частности:

-     SIM карты

-     Туристический билет для посещения достопримечательностей

-     Билет на автобус в Мачу-Пикчу

Улицы в центре очень узкие, поэтому загружаться и выгружаться в такси нужно очень быстро, чтобы не создавать пробку

Впрочем, такси вам потребуется нечасто, всё рядом. Мы пользовались Uber. В центре он неплохо работал, но в ближайших пригородах уже никто не хотел нас забирать.

Мы купили две SIM карты по 10$ с включенными 3GB трафика, недорого, но обслуживание уже с испанским оттенком – никто никуда не спешит. На ценник я не ориентировался, у Claro самое лучшее покрытие 4G и огромное число салонов связи

Офис компании Consettur, которая управляет автобусами до Мачу-Пикчу, находится на окраине, поэтому нам пришлось взять такси. Предпочтительный способ оплаты билетов – наличными в долларах.

Осталось зайти в департамент туризма и купить комплексный билет в музеи и другие достопримечательности – единственное место, где я встретил надпись на русском

Закончив с бюрократическими формальностями, мы отправились гулять по городу. Традиционное название центральной площади городов в Перу Plaza Mayor или Plaza de Armas – именно туда мы и отправляемся

Центральный собор

Церковь общества Иисуса

Общий вид площади

На обед зашли в ресторан CHIСНA, рекомендованный нашими знакомыми

Несмотря на то, что это сугубо туристическое место, английский тут никто почти не знает.

Я взял стейк из Альпаки и это был лучший стейк, который я попробовал в Перу – не зря это ресторан хвалят за кухню, потому что ничего другого здесь по сути нет. Вид отсутствует, интерьер зала приемлемый, но не более.

После ужина мы пошли в музей Инков

По пути домой прошли мимо 12 угольного камня в кладке стены – тут всегда очередь на фотографирование, даже ночью

Наш отель совсем рядом – на горке

Встаём на завтрак в 6 утра и даже раньше – никаких проблем, в Москве-то уже 14:00

На завтрак всегда можно заказать что-то из яиц и кофе на ваш выбор. Остальное  - традиционный буфет

После завтрака хочется посидеть посмотреть на город

Камин, наверное, лучше отложить на вечер

В 8 утра за нами пришел наш таксист, который повезет нас по долине Урубамбы до Ольянтайтамбо.

Наш план был примерно следующим:

Несмотря на то, что я решил сэкономить и заказал седан, за нами приехал SUV неизвестной марки – неплохо для начала

Меня, конечно, предупреждали, что водитель не может выполнять функции гида, но из-за того, что он совсем не знал английского, как минимум скучно. Видимо, им дают какие-то инструкции, как быть вежливым с туристом, один из приёмов – остановиться в живописном месте чтобы турист сделал фото. Идея мне понравилась, отсюда хорошо видно и саму долину и реку

Первая остановка – Развалины Писака. Мы приехали одними из первых, что избавило нас от стояния в огромной пробке и позволило припарковаться в непосредственной близости от входа

Для полноценного осмотра я бы рекомендовал отвести не менее 2-3 часов. Тропы к дальним частям парка весьма нетривиальные, с большим перепадом высот. По факту туда почти никто не ходит, как минимум на тех фотографиях, которые я сделал, там нет ни одного человека

Тут отчетливо видна та часть развалин, куда мы так и не дошли (постройки над террасами)

А вот ближайшие развалины мы обошли в подробностях, потратив на это около полутора часов

Для понимания масштаба террас приведу вот этот снимок

Проходим через портал и идем в древний город

Вид с вершины холма

Вот тут отчетливо видно, как одна кладка переходит в другую

В стенах есть сквозные и глухие окна, предназначение которых вообще непонятно

Часть троп перекрыта

Выходим и направляемся к парковке

Пока мы гуляли, туристов изрядно прибавилось

Объехав холм, мы заметили, что и там построено множество террас

В отчетах о поездках мы часто встречали восторженные отзывы о рынке Писака. Как по мне, так ничего особенного и дорого, и ассортимент не фантастический. Может быть, раньше он бы каким-то другим.

Купив пару футболок и варежки (это большая редкость, в основном тут продают перчатки) мы поехали в Урубамбу – традиционное место для обеда у туристов

Почему-то нам захотелось супчиков и Мама Хуана оказалась очень кстати. Тут всё очень по-домашнему и вкусно

Пока мы ждали заказ нам принесли немного картошки

Как сделать хороший суп – не экономьте на мясе!

Последняя достопримечательность на сегодня – это крепость Ольянтайтамбо. Смотреть её лучше утром, но мы об этом не знали и не учли при планировании маршрута.

Высота больше 3000м, и подъем по лестнице многим даётся с трудом. Некоторым приходилось прилечь прямо на ступеньки. Схема-карта местности висит прямо у входа

На входе вас встречают Альпаки

На противоположной горе видны знаменитые зернохранилища. Туда ведет относительно несложная тропа, но мы решили не ходить.

Немного кропну для ясности

Тут множество камней непонятной формы. Учитывайте, что железа у них не было, и чем они их вытачивали, непонятно

Тут тоже есть портал

Отсюда хорошо виден рынок, который расположен перед входом в развалины

А с другой стороны – поля клубники

Камень солнца

Оставшаяся часть храма солнца

Туристы не отступают, даже в Мачу-Пикчу я не видел такой плотной толпы

Камень на входе в комплекс

А это еще одно зернохранилище, но уже на территории комплекса

Весь город усеян туристами (на вершине можно заметить камень солнца)

Еще примеры странных камней

Внизу сохранилось несколько гидротехнических сооружений

До поезда у нас осталось еще пару часов, и мы, отпустив нашего таксиста домой, решили немного погулять по городу. Как ни странно, традиционную одежду носят в основном женщины, мужчины же почти полностью европеизировались.

Город показался мне весьма туристическим и чем-то даже более уютным по сравнению с Куско

Зернохранилища теперь совсем рядом

Центральная площадь

Выпив по бутылке весьма недешевого пива, мы отправились на станцию ждать поезд в Агуас-Кальентес.

Рассказ о поездке в Мачу-Пикчу я вынес в отдельную статью, а эта продолжается после нашего возвращения через 2 ночи.

На выходе со станции в Ольянтамтамбо нас уже ждал наш водитель

Проходим к ближайшей парковке и выдвигаемся в сторону соляных копий Мараса. По дороге делаем остановку около эко-отеля. Помните, его показывали в “Орле и Решке” – всё еще популярен.

Буквально за углом открывается вид на соляной склон

Еще одна остановка, вид на долину реки и сам город Урубамба.

На соседних горах хорошо видны снежные шапки

Въезд в Марас платный  - 10 солей и не входит в туристический билет

Высота 3300м. Соль добывают тут еще со времен империи Инков. В общей сложности на склоне около трёх тысяч террас. Работает тут всё очень просто, вода из источника с большой концентрацией соли набирается в искусственные ванны, которые принадлежат различным семьям общины соседнего города. Под солнцем она быстро высыхает в сухом горном воздухе. Соль сгребают в мешки, а в ванну набирают новую порцию воды. К каждой ванне подходит небольшой канал от источника.

Тут же рядом небольшой рынок, где вы можете купить местную соль – на сувениры пойдёт.

Следующий пункт программы это агрокультурная постройка Инков, Марас. По дороге туда проезжаем через центр города Марас, общине которого и принадлежат соляные копи.

Пейзаж по дороге довольно пустынный, но говорят, что летом тут всё зеленое

Террасы-колодцы Морая  обеспечивают большой температурный перепад и позволяют исследовать рост сельскохозяйственных культур в разных условиях. Сохранилось два больших колодца необычной формы, в которые можно спуститься и посмотреть их поближе.

Завершив осмотр развалин, мы едем в Чинчеро, небольшой город неподалеку от Куско, известной своей церковью, развалинами и текстильным производством.

Сразу по приезду водитель предложил нам зайти в дом одной из местных семей. Во дворе нас ждал небольшой рассказ о текстиле и прилавки с изделиями местного производства, а перед воротами стояли домашние ламы и альпаки.  На заднем плане хорошо проиллюстрирована типовая застройка.

Как я уже писал, эти животные - родственники верблюдов.

Тут же можно посмотреть различные сорта картошки, кукурузы, бобов, киноа

Туристов угощают чаем и начинают рассказ о производстве и окраске тканей

На мою жену большое впечатление произвело извлечение красного пигмента из небольших личинок, живущих на кактусах. Этим же пигментов местные женщины подкрашивают губы.

Основной достопримечательностью в Чинчеро являются древние развалины и испанская церковь семнадцатого века. Собственно церковь как раз и построена на фундаменте дворца Инков.

Тут у нас завязался небольшой спор о том, что это такое – по мне так ответ очевиден, но были и другие мнения. Так что шлите ваши варианты в ЛС.

Один из загадочных камней Инков. Как вы понимаете, всё это выпилено из цельного куска без использования металла.

И это всё – тоже сделано руками!!!

По дороге к машине в одном из дворов местных жителей замечаем производство кирпичей.  Не всегда прогресс идет вперед.

Всё вокруг ориентировано на продажу сувениров туристам

Минут через 40 мы были уже в нашем отеле. На этот раз у нас был номер с видом на город. Самый дешевый, в котором мы жили в прошлый раз, оказался занят, и я не смог его забронировать.

В этот вечер из отеля мы уже никуда не выходили

После завтрака, перед тем как поехать в Саксайуаман (Муюкмарка), мы не могли не посидеть немного в отеле и посмотреть на Куско.

Вызвали Uber и уже через 15 минут были на месте. Uber  - не единственный вариант, и вы, конечно, можете поймать такси и от бордюра, но машины будут точно хуже, а цена точно не ниже.

Высота 3700 метров. Начало строительства фиксируется тут еще в 10-ом веке доинкской цивилизацией. Инки продолжили строить то, что они наши в 13-м веке. Разрушение же началось с момента прихода испанцев. Современный Куско во многом построен из камней, взятых из этого артефакта.

Напротив развалин крепости – диоритовый выпад. Это магматическая порода, оказавшаяся посередине вполне обыкновенного ландшафта.

Muyuqmarka – круглое здание инков, которое использовалось как храм солнца

Отсюда же открывается вид на утренний город

Кладка не перестает удивлять

Общий вид на развалины с вершины базальтового выпада

Кое-где к базальту так же приложили руку

По этим горкам так и хочется прокатиться  - некоторые реально катаются, хотя это и запрещено.

Еще один из камней Инков

Тут же гуляют альпаки свободного выпаса

Перейдя через небольшой ручей, мы поднялись к статуе Христа, стоящей над городом.

Мы заметили, что на центральной площади начинается какой-то праздник.

Уехать отсюда на Uber уже не удалось, но Татьяна освоила отлов местных маршруток по 1-2 соля. Нам нужно было доехать до Tambomachay –водный дворец Инков. Тут же в их времена находили царские сады. Однозначного понимания предназначения этого места нет. Одна из версий – SPA курорт.

Вот эта скала, как будто специально построена, чтобы делать с нее фотографии основной достопримечательности

Буквально через дорогу расположился Puca Pucara – один из оборонительных комплексов Инков. Из-за большого количества камней неправильной формы в его стенах выдвигаются версии о том, что постройка была нужна срочно и строили, не проводя особого отбора камней

Садимся на маршрутку и едем к Qenko – зигзаг или лабиринт. Достоверное назначение этого места неизвестно, скорее всего, оно имело религиозное значение. К сожалению, фотографией невозможно пояснить, что из себя представляет это место, тут может помочь только схема. Огромный каменный массив, в котором есть один открытый проход и один тоннель.

Совсем рядом расположилась эвкалиптовая роща – популярное место для прогулок и пикников среди местных.

Такси вызвать опять не удалось, пришлось ловить попутку. Минут через 15 мы доехали до центральной площади, но центральный собор почему-то оказался закрыт. Неожиданно выяснилось, что он откроется только в 14:00

Церковь также закрыта

Мы решили прогуляться до рынка San Pedro, который расположился рядом с церковью Святого Петра.

Если вы не попадете на рынок – ничего страшного, я ничего интересного тут не заметил. Рынок традиционно делится на ту часть, где продают продукты и ту, где чем-то кормят. Поверьте – вам не нужно ни то, ни другое.

Мы возвращаемся к церкви и практически первыми лезем на колокольню.

А потом уже мы пошли в центральный собор.

Зашли пообедать в отель и выбрались погулять уже только вечером.

Вечерний шоппинг, шарф из викуньи – 6 490 солей = 2000$

Ну а перед сном посидели немного перед камином

Сегодня у нас сложный день – мы едем на Rainbow Mountain.  Под этим названием скрывается несколько туров, классический ведет к горе Vinicuna и начинается на высоте около 4600 метров, а заканчивается фантастическим видом на высоте 5100 метров.

План следующий:

-     3 утра выезд (нам даже собрали скромный ланчбокс с сэндвичем и яблоком в отеле)

-     5 утра завтрак,

-     7 утра начинаем восхождение

-     10 утра возвращаемся в автобус

-     12 часов – ланч

-     15 часов – возвращаемся в Куско

Начинаем подъём

По дороге были туалеты, некоторые иностранные туристы с удивлением узнавали, что в них нет воды и смыв не предусмотрен.

Слева тропа для людей, а справа для лошадей, те, кто чувствует себя уставшим, могут за 20$ доехать верхом.

До вершины еще очень далеко, а пейзаж становился всё более снежным

Тут мы замечаем, что некоторые участники нашей группы перешли с двух ног на четыре

Лошадь везет не до самой вершины, отсюда уже надо идти пешком, а вот за этим холмом и начинается красный каньон.

Каждый шаг вверх, несмотря на пятидневную акклиматизацию, дается с большим трудом, каждые 100-200 метров пути делаем короткие остановки

Несмотря на лошадь, сильно оторваться от основной группы (в частности от нас с Мариной – тут она уже видна в синей куртке) не удалось

Вершина кажется уже совсем рядом

Последние метры

Тут мы замечаем еще одну тропу, идущую с другой стороны горы – по ней ходили раньше и маршрут был намного длиннее

Отсюда отлично видно, сколько уже пройдено

И вот, наконец то, ради чего мы шли

С вершины хорошо видна и гора и Красный каньон

Обратную дорогу мы уже все вместе преодолели пешком, хотя соблазн сесть на лошадь, конечно, был

Идти по тропе становилось всё труднее, главным образом из-за радикально увеличившегося числа туристов, так что не стоит пытаться выехать попозже

Внизу как овцы пасутся альпаки, видно, что тут их подкрашивают по тому же принципу

Над тропой летает орел – ищет отстающих

В таком количестве машин на парковке, найти своего гида будет непросто. Весь маршрут занял у нас около трёх часов.

Заезжаем перекусить в уже знакомый нам ресторан

А еще через пару часов мы уже в Куско. Тут опять какой-то праздник.

Еще одна достопримечательность самого Куско, которая у нас оставалась не закрытой –  Кориканча. Несмотря на то, что сооружен он был еще в доинкские времена, был важнейший храм империи Инков. Естественно, что после вторжения конкистадоров храм был частично разрушен, а над ним построен собор Святого Доминика, хотя и сейчас древние развалины всё еще видны.

Заходим внутрь

Отмечаем качество строительства – те же Инки так уже не умели

Многие камни имеют весьма нетривиальную форму

Проходим дальше по внутреннему двору монастыря

Вид с балкончика

Утверждается, что некоторые стены имели роспись

Одна из немногих сохранившихся золотых пластин, которыми был покрыт весь храм

Рано утром, после хорошего завтрака, прощаемся с Куско и летим в Хулиаку – ближайший аэропорт к озеру Титикака и Пуно