ПЕРУ 2019

Копить на эту поездку я начал еще 10 лет назад. В тот момент я, правда, еще не знал куда поеду, но очень хотелось полететь далеко и бизнес-классом, который как тогда, так и сейчас выглядит совершенно недоступным, но чем-то очень особенным. Именно тогда я присоединился к программе Аэрофлот-Бонус. Эта программа, как заявляет сама авиакомпания, является “маркетинговым инструментом поощрения лояльности часто летающих пассажиров”. Тем самым цель этой программы поощрить тех, кто лоялен, а не сделать вас лояльным - этот нюанс многое объясняет. Например, пассажиров, допустивших публичные нелояльные высказывания в отношении авиакомпании, из программы исключали. Сам процесс получения премии и хроническая недоступность премиальных билетов именно там, где они вам очень нужны, точно не делают вас более лояльными. С другой стороны, к участию никто не принуждает, а у авиакомпании нет обязанности снабжать вас бесплатными авиабилетами в нужном вам количестве. Впрочем, в последнее время программа всё больше поворачивается к участнику человеческим лицом: онлайн продажа мильных билетов, билеты за двойные мили, листы ожидания для привилегированных участников… Копить мили можно не только за перелеты, но и совершая покупки при помощи специальных брендированных карт.  Именно так я накопил 500 000 миль, не забывая при этом раз в два года летать Аэрофлотом, чтобы все мили не сгорели (впрочем, специально я совершил такой полёт лишь однажды, во все остальные разы я выбирал Аэрофлот по другим причинам). Ну а поскольку ничто не вечно в нашем мире, в том числе и правила программы, я решил, что затягивать с полётом больше нельзя.

Исторически я хотел полететь на Таити. Самые дешевые билеты сюда, которые я видел, стоили 1500$, но в сезон цены начинаются от 2500$, даже если вы покупаете их за полгода и более. Изучив это направление подробнее, я не смог объяснить себе чем Бора-Бора принципиально отличается от Мальдив, кроме того что лететь туда нужно больше суток с кучей визовых приключений. Окончательную точку всё же поставила Air France – она просто не продает мильные билеты на рейс из Лос-Анджелеса до Папеэте участникам SkyTeam,  и это единственная  авиакомпания альянса, летающая на эти острова. Не имея точной установки, я начал анализировать свой to-do лист путешествий по соотношению цены билета к количеству миль. Как ни странно, Австралия с Новой Зеландией остались  далеко позади Перу. Для поиска премиальных билетов SkyTeam у Аэрофлота нет интерфейса, поэтому вы будете вынуждены либо звонить, либо идти в офис компании. Я использовал стороннее приложение KVS Availability Tool, хорошо известное любителям халявных полётов. Когда вы начинаете им пользоваться, то сразу понимаете, что билет не достанется вам легко. Жизнь – боль и страдания, а интерфейс и логика программы наглядное тому подтверждение. Не забываем, что программа не просто платная, а предлагается только по подписке. В качестве альтернативы (если речь именно о милях Sky Team) можно попробовать использовать сайты программ лояльности Air France и KLM, пока это не равнозначная альтернатива, но бесплатная.

Поиском билетов я озадачился 28 октября 2018 года, а окончательное решение о том, что мы 9 июля 2019 года летим в Перу, было принято уже 10 ноября 2018.  Прямых рейсов в Перу не существует. Самый простой и быстрый перелет в Лиму – через Мадрид. Билетов с вылетом в выходные, естественно, не оказалось. Кроме этого, Аэрофлот предлагает только два премиальных билета бизнес класса на свои рейсы, поэтому мне до Мадрида пришлось лететь экономом, впрочем, целесообразность бизнес в ближне-магистральных лайнерах вообще под вопросом, но осадок остался. За день до вылета я еще раз поинтересовался возможностью лететь тем классом, за который у меня списали мили (а мили у меня естественно списали как за бизнес по всему пути следования), но правила оставались сильнее логики и при пустом салоне бизнес класса, я гордо сидел в экономе. С четким пониманием того, куда и как мы летим, я пришел в офис Аэрофлота, но даже такой простой случай потребовал примерно двух часов на оформление билетов (я даже просрочил парковку, но к счастью в ЦОДД еще не всё работало как часы). Милями можно было оплатить только сам билет,  но в авиации почему-то есть традиция разделять стоимость перевозки на тариф по билету, десяток различных сборов и налоги. Всё, кроме тарифа по билету, нужно оплачивать отдельно рублями. Мили тут уже использовать нельзя. Средняя цена билетов экономического класса в наши летние месяцы составляет около 1800$, бизнес класс 6500$. С меня же взяли несчастные 700$ и 120 000 миль за каждого пассажира, что учитывая цены на мили на черном рынке (продажа их запрещена правилам), соизмеримо с ценой билета экономическим классом. Многих шокирует стоимость перелета, но давайте не забывать, что расстояние до Лимы почти в два раза больше, чем до Японии.

Я не был первопроходцем: несколько моих друзей, коллег и других знакомых уже побывали в Перу. У всех остались хорошие впечатления, но практически все ездили в составе туристических групп. При этом некоторые сообщили: “не представляю, как там самим путешествовать, были места, где без местного гида невозможно было договориться. Английский мало кто знает”. Несмотря на то, что с английским ситуация именно такая, мест где было бы невозможно договориться, особенно если делать это заранее, нам не встретилось. Впрочем, это не значит, что их нет, но у нас было всего две недели, и мы прошли только по самым туристическим местам. Свой маршрут я планировал, опираясь на опыт туристических агентств. За аналогичное нашему путешествие они просят по 3000$, без учета стоимости перелета, с гостиницами 3* и частично включенным питанием. У нас же без стоимости перелета получилось 2500$ с размещением в отелях 4-5* и питанием. По моей оценке комиссия агентства может составлять до 40-50%, но при этом вам не нужно ни о чем думать – вы получите чистый продукт, не потратив лишнего времени на подготовку.

Традиционный Gringo Trail включает в себя Лиму, острова Балестас в Паракасе, линии пустыни Наска, Арекипу, каньон Колка с просмотром полётов Кондоров, озеро Титикака с плавучими островами Урос и, конечно, Куско с просмотром достопримечательностей священной долины реки Урубамба, который венчает посещение Мачу Пикчу. Подавляющее большинство этих мест расположено в высокогорье, с высотами от 3200м до 4200м над уровнем моря. Некоторые достопримечательности потребуют подъёма на 5000м и более. Если вы плохо адаптируетесь к высоте или у вас тяжело протекает горная болезнь – эта страна не для вас. По разным причинам туристы выбирает направление движения по часовой или против часовой стрелки. Аргументы при этом используются самые разные, от плавности набора высоты до повышения градуса впечатлений. Основной транспорт на маршруте самолёт и автобусы. Железнодорожный транспорт развит крайне слабо и используется в большей степени в увеселительных целях. Мы хотели избежать ночных автобусов, которые время от времени грабят и после которых всё равно требуется отдых, поэтому выбрали не самый популярный маршрут по часовой стрелке

В первую очередь я составил план с посуточной детализацией, который дал возможность двигаться дальше в части бронирований, а также понимание, что мы успеем посмотреть за эти короткие две недели

Дата

Ключевые активности

Ночевка

День недели

09/07/2019

Перелет в Мадрид и Лиму

вторник

10/07/2019

Перелет в Лиму из Лимы в Куско

Куско

среда

11/07/2019

Едем ко входу в Мачу Пикчу через Писак и Ольянтайтамбу

Агуас Кальентес

четверг

12/07/2019

Гуляем по Мачу Пикчу

Агуас Кальентес

пятница

13/07/2019

Едем из Мачу Пикчу в Куско через Морай Марас и Чинчеро

Куско

суббота

14/07/2019

Город и окрестности

Куско

воскресенье

15/07/2019

Радужные горы

Куско

понедельник

16/07/2019

Едем в Пуно

Пуно

вторник

17/07/2019

Экскурсия на острова и Чулпы

Пуно

среда

18/07/2019

Переезд в Чивай + Колка

Чивай

четверг

19/07/2019

Переезд в Арекипу

Арекипа

пятница

20/07/2019

Перелет в Лиму

Лима

суббота

21/07/2019

Наска-Паракас

Лима

воскресенье

22/07/2019

Лима

Лима

понедельник

23/07/2019

Вылет из Лимы

вторник

24/07/2019

Мадрид, Москва

среда

 

После того, как общий план стал понятен, я приступил к детальному планированию перемещений:

1)   Авиасообщение:

-     LATAM

-     Avianca

-     Peruvian

Если покупать билеты заранее, отличие в цене до 20-30%, но учитывая их незначительную цену, я сделал акцент на стабильности и качестве флота. Тут безоговорочным лидером был LATAM. Обратите внимание, что  цена на билеты для местных и туристов разные и это касается не только авиатранспорта. Не пытайтесь мухлевать.

2)   Автобусное сообщение:

-     Cruz Del Sur

так как автобус наиболее распространенный вид транспорт, даже не стану перечислять все те компании, которые предлагают этот сервис. На мой взгляд, безоговорочным лидером по комфорту и развитости сети перевозок является Cruz Del Sur. Билеты можно купить заранее через интернет. Автобусы двухэтажные. На первом этаже места повышенной комфортности, которые немного дороже, но их разбирают в первую очередь, поэтому покупать билеты на месте не стоит. У каждой компании свой автовокзал, при этом в крупных городах их, как правило, несколько. Следите внимательно, откуда отправляется ваш автобус, читайте письма об отменах и изменениях, не забывайте прибывать на станцию за 15-20 минут до начала посадки (требуют вообще за 30).

-     Con Set Tur

Не знаю, к какому разделу отнести эту информацию, но определенно это автобус. Единственный представленный маршрут – это 20 минутная поездка до развалин Мачу-Пикчу, за фантастические 12$ с человека в один конец. Вот результаты монополизма. Оплата через интернет проходит не у всех и не всегда, в крайнем случае придется, как мне, ехать в их офис в Куско или покупать билет непосредственно перед посадкой в автобус. Количество билетов бесконечно.

3)   Трансферы:

UBER работает весьма посредственно, но я несколько раз им пользовался:

Куско – отлично работает только в центре города, но если вы попробуете вызвать такси к одной из ближайших достопримечательностей – ничего не выйдет, водители будут сбрасывать заказ, хотя формально такси там доступно

Арекипа – несколько раз пробовал, но ни разу не получилось

Лима – в туристической резервации Мирафлорес такси работает отлично, но даже в центре города вызвать такси у меня получилось только с пятого раза.

Обычное такси:

Первое такси я взял в аэропорту Куско – там множество зазывал, просто называйте справедливую цену, и к вам обязательно подойдет водитель

Воспользовался им также, когда ехал из аэропорта Лимы. Цена незначительно отличается от UBER, но сервис удобнее. Оплачиваете картой прямо на стойке в аэропорту. Кроме этого, в Лиме не стоит забывать о безопасности, указанный способ считается самым правильным.

В Куско и Арекипе машины обычного такси значительно хуже, чем у UBER, но поймать их намного быстрее и проще. Цена приблизительно такая же.

Такси-Трансферы:

-     Taxi Intur Perú S.A.C.

-     Taxi Trip Puno

В каждом городе были компании, специализирующиеся на организации трансферов. Информацию о них я получил из Трипэдвайзора, там они числились как компании такси. Именно таким способом я организовал свои перемещения в Пуно и Священной долине около Куско. Коммуникации проходят совершенно по-разному, начиная от Facebook, заканчивая формой на сайте и перепиской в почте. Предоплату никто не требовал, все расчеты в долларах или солях на месте по факту оказания услуги.

Туристические компании:

-     Rainbow Mountain Travels

-     Tour Rutas del Sur

-     Titicaca Travel Peru

Зачастую самый простой способ попасть к достопримечательности – это купить тур в местной компании. Большинство из них широко представлено в интернете, а информация о том, что на месте будет намного дешевле, устарела. Основным источником информации о турфирмах – был трипэдвайзор, но в одном случае мне очень помог AWD. Для бронирования, как правило, требуется предоплата или даже полная оплата. Традиционные способы PayPal  и перевод с карты на карту по ссылке VISANET. Проблемы возникли у меня с переездом из Пуно в Арекипу через каньон Колка, я очень долго переписывался с разными туристическими компаниями, некоторые из которых перепродавали чужие туры по завышенной в несколько раз цене, и наконец смог договориться с Tour Rutas del Sur. Сложность была как раз в том, что большинство едет против часовой стрелки, а мы ехали по часовой. У них свой автобус, и мы были его единственными пассажирами на пути из Пуно в Чивай. Говорят, что в обратную сторону он почти всегда заполнен до отказа.

4)   Железная дорога:

-     Perurail

-     Incarail

Единственное место, где вам потребуется ЖД, – это Мачу Пикчу. Поезда в высокий сезон ходят как напрямую из Куско, так и с промежуточных станций, таких, как Ольянтайтамбо. Уровень сервиса и цен обеих компаний примерно одинаков, поэтому я рекомендую ориентироваться только на расписание. Также вы можете выбрать поезд в соответствии с желаемым уровнем обслуживания, цены будут отличаться в 5-6 раз, но ожидайте даже за эконом класс крайне завышенную цену. Я не исключаю, что вы также решите добраться на ЖД из Куско до Пуно. Тут я могу за вас только порадоваться – средняя цена билета от 1500$ на человека, ну и конечно за полгода мест, как правило, уже нет. Если вы состоятельный путешественник и хотите прокатиться на поезде с колониальной атмосферой, запоминайте слова: Hiram Bingham, Belmond Andean Explorer. Да и вообще сайт компании BELMOND должен стать для вас родным.

При бронировании отелей я не обнаружил никаких особенностей. Всё те же Expedia и Booking. Разве что на многих сайтах написано, что обязательно предъявить эмиграционную карту, в противном случае с вас будет удержан дополнительный 18% налог, как с местного. К моменту моего приезда эти карты как раз отменили, и их теперь успешно заменяет штамп в паспорте, но при желании или необходимости вы всё еще можете распечатать её самостоятельно с одного из государственных сайтов. Традиционно в состав номера входит кофе-машина или чайник, один раз мы столкнулись с бесплатным, но бестолковым минибаром. Во всех номерах были бутылки с бесплатной водой в достаточном количестве.

Билеты в достопримечательности вам бронировать не требуется, за исключением Мачу-Пикчу. Особенно предусмотрительным нужно быть, если вы планируете посетить не только развалины, но и одну из ближайших гор. Настоятельно рекомендуется в этом случае заняться этим хотя бы за несколько месяцев. Также не забываем, что если вы располагаете хотя бы минимальными средствами, вам потребуется билет на автобус до развалин, о котором я писал выше, так как идти полтора часа в гору по бездорожью – не самая хорошая идея.

Еще одним развлекательным мероприятием, на которое желательно забронировать места еще до выезда, особенно в высокий сезон (Высокий сезон в Перу с июня по август. Вы конечно можете приехать в эту страну и в другое время, но риск столкнуться с плохой погодой в таком случае возрастёт многократно) - это полёт над линиями Наска. Авиакомпаний, аккредитованных в аэропорту, около десятка. Наиболее популярные Aeronasca и AeroParacas.  На Трипэдвайзере много плохих отзывов о всех авиакомпаниях, но в основном они связаны с отменами или задержками полетов из-за погоды. Так что учитывайте риск, проделав длинный путь к аэродрому, вернуться ни с чем. Я написал нескольким авиакомпаниям в Whatsapp (это наиболее популярный способ связи в Перу в любой области) и решил забронировать полёт у той, которая быстрее и лучше всех ответила. Ею оказалась Aeronasca. Самолёты у всех примерно одного качества. У каждого места есть окно и каждый увидит все фигуры. Вылеты проходят из аэропорта Марии Рейче Неуман, названного в честь первооткрывательницы геоглифов. Он не может принимать большие самолёты, тут базируется только туристическая авиация. Если вы состоятельный путешественник, вас могут заинтересовать вылеты из аэропорта Ика, который примерно на 3 часа пути ближе к Лиме. Но если средняя стоимость полёты из Наски 90$, то в Ика у вас возьмут минимум 240$. Проделав элементарные вычисления я принял решение, что я готов полежать в автобусе за 75$/час. Полёт из Ика занимает около часа, в то время как стандартный тур из Наски всего 35 минут. Не забывайте главное – до аэропорта Наска из Лимы 8 часов на автобусе. Единственный способ сократить время в автобусе - прилететь из Куско в Писко. В этом случае вы теряете минимум один дополнительный день, но экономите около 8 часов в автобусе – не уверен, что это того стоит.

Никакие рестораны предварительно я не бронировал. По факту это и не потребовалось. При этом отметить их на карте всё же желательно.

Для навигации мы традиционно использовали MapsME и очень редко карты Google, которые я заранее скачал для offline просмотра.

Мобильная связь приобретается на месте, и обходится в 10$ на две недели за 3GB трафика. Лучший вариант это CLARO с его многочисленными офисами и приемлемым покрытием. В большинстве мест работал 4G.

Что я брал с собой из одежды:

-     Solomon X ULTRA 3 LTR GTX  - низкие, легкие треккинговые ботинки

-     Marmot Reactor Jacket (Polartec 100 достаточно) флисовая курта

-     Marmot Quasar Hoody лёгкий пуховик на -2С

-     Футболки из 100% синтетики на выбор

-     Треккинговые носки средней степени тёплости (мне нравятся Accapi)

-     Лёгкая спортивная шапка и перчатки (потребовались 1-2 раза)

-     Солнцезащитные очки  (потребовались 1-2 раза)

-     Osprey Hikelite рюкзак на 25-30 литров (очень нужная вещь, с учетом того что в поезд до Мачу-Пикчу можно только с небольшим рюкзаком. Рама не обязательна)

Городской одеждой пользовался только один день в Лиме и самолёте в Москву, для экономии места можно её не брать вовсе. В два стандартных чемодана S'CURE SPINNER 69/25 мы втроём поместились легко.

Прививки от гепатита А необязательно, но желательны. Если вы поедете в джунгли, потребуется прививка от желтой лихорадки.

Рекомендую взять с собой наличные доллары – нам хватило 1500$, остальное оплачивали картой. Как правило, они потребуются в небольших ресторанах, магазинах с продуктами, туристических достопримечательностях, при покупке сувениров на рынке и оплате такси.

Виза для посещения Перу россиянам не нужна, для трансфера через Мадрид тоже, если у вас не будет таких же, как у меня, приключений с посадочными талонами.