Лиссабон

Мы специально выбрали утренний рейс, который прибывает в Лиссабон уже в 12:20. Это даёт нам возможность еще немного погулять  по городу и даже сходить в музей, поэтому нам пришлось встать в 5:30. Это уже вполне комфортное время, и ты не чувствуешь себя разбитым весь день, особенно если нормально высыпался в предыдущие ночи.

В аэропорт доехали с комфортом: это не дешево, но очень хотелось попробовать, тем более что Яндекс дал 20% скидку

Хочется отметить шикарные контурные сиденья и плавность хода.

В Домодедово в эти дни многолюдно, но на регистрации на наш рейс нет никакой очереди, вероятно, не самое популярное направление

Из бизнес-залов в Домодедово я рекомендую S7 – довольно комфортный вариант, но, как и все другие залы, он фактически без алкоголя

Посадка прошла очень быстро и без приключений, а вот самолёт просто ужасен для рейса продолжительностью 5,5 часов. Спинки не откидываются, зарядок и развлекательной системы нет, места очень мало. Можно пересесть в бизнес класс за 200 евро с человека или в премиум эконом за 50 евро – там немного просторнее и спинки формально откидываются. Нужно понимать, что мест таких не много в принципе. Катастрофически не хватает багажных полок: борт еще пустой, но для своего чемодана я смог найти место только через несколько рядов, что крайне неудобно при выходе.

Питание неплохое, но без выбора горячего. Вино подливают как красное, так и белое, другого алкоголя нет.

Сам столик при этом очень маленький

Хочется похвалить португальцев за молниеносную выгрузку багажа и другие аэропортовые формальности, в 12:16 я только сходил с трапа, а в 12:49 уже садился в такси.

Никакой Uber вам здесь не понадобится. До центра города с вас возьмут около 10 евро + 2 евро за каждый чемодан (у нас было три, но маленький чемодан этот мрачный португалец считать не стал). Ехать на метро я не вижу никакого практического смысла.

В отеле заселение с 14:00. В 13:10 номер еще не готов, и мы, оставив вещи, пошли в музей. Английский у персонала очень хороший. У меня поинтересовались о планах на вечер. Когда я сказал, что у меня их нет, сказали, что вот и отлично, потому что все места в их ресторане уже распроданы и ловить нечего.

Посещение музеев в праздники требует тщательной подготовки, потому что информация о том, как они работают в эти дни, как правило, засекречена. Бывает, что узнать её можно только на португальской версии сайта, а бывает что и только на английской. Так что смотрите внимательно и читайте трипэдвайзор – там тоже дельная информация встречалась.

Первый на очереди у нас музей Калуста Гулбенкяна. Этот армянин известен в первую очередь как основной покупатель экспонатов советского Эрмитажа, которые распродавались в 1930х годах. До музея всего пара остановок на метро, мы доехали до него за 10 минут, а самым сложным было найти вход…

В Лиссабоне существует огромное количество способов оплаты проезда, но компромиссом удобства и стоимости является покупка транспортной карты и размещение на ней депозита. В ряде случаев это почти в два раза дешевле, чем оплата у водителя. Не забывайте, что карту нужно прикладывать не только на входе и выходе, но и на всех пересадках и платформах электричек, где нет как таковых турникетов. Станции метро весьма аскетичны, их интерьер далек от нашего дворцового стиля. Если вы едете с багажом – это целая проблема, эскалаторов часто вообще нет, а лифт один на всю станцию. Так же обстоят дела даже на вокзалах, что удивило меня еще больше.

Музей окружен небольшим парком, с речкой и прудом, утками, курами и другой птицей

Не стану комментировать все экспонаты по очереди, но скажу, что не понял ценности его ворсейшества. Удивили книги, в том числе на арабском, которые до сих пор можно почитать гугл-переводчиком. Тут же огромное количество китайских и японских ваз, я знаю об их фантастической стоимости, но не понимаю, на что тут смотреть.

Одна из немногих известных мне в этом музее картин – Монэ, в смысле это жена Клода Монэ, а автор, конечно же, Ренуар, хорошо известный нам по Амели (но там речь про другую картину).

В ожидании посадочного места в ближайшей гамбургерной обследуем окрестные улицы

Что меня искренне удивило, так это конструкция местного аэропорта, заход на посадку почему-то прямо над городом и самолеты летают целый день.

Бургер в Ground Burger оказался очень даже годным, хотя и небольшим, думаю, что гости из США должны брать по два

Идем в El corte Ingles за деликатесами на новогодний стол. Не платить же за банкет по 130 евро с человека, тем более что из-за разницы во времени до главного момента я всё равно не дотяну

Вероятно, нам не хватило комнаты, которую мы заказали, и нас проапгрейдили до Junior Suite. Не тесно, но и не просторно, не красиво, но и не убого – вообще всё средне.

В этом отеле жадные уборщицы не рефилили мыло, но сами аксессуары от RITUALS настолько понравились моей жене, что она их даже купила в магазине.

Заселившись, идем гулять и смотреть, как город готовится к встрече Нового Года. На площади рядом с нами монумент Себастьяну Жозе ди Карваалью-и-Меелу, он же 1-й маркиз ди Помбал, одному из самых успешных португальских дипломатов 18го века, известному своими реформами, которые как это часто бывает практически все в дальнейшем были отменены, после смены очередного короля, а сам маркиз чудом остался жив, хотя его и приговорили к смерти. Через год после того как всё закончилось, он умер сам, да и много ли ему было надо в 82 года… Его тело сейчас хранится в мавзолее, мимо которого мы будем проходить позже.

Заходим посмотреть на фуникулер. Стоит дорого, ходит редко – исключительно туристическая достопримечательность. Бич местных трамваев – вандалы, всё изрисовано графити.

Вокзал Rossio,  с него ходят электрички в Синтру.

Не вижу ничего хорошего или полезного в уличных торговцах каштанами, но встречал их очень во многих южных городах Франции, Испании и Португалии. Как минимум это не вкусно, а еще и дымит на всю улицу.

На каждой улице свой набор украшений

На лифте Санта Хуста мы решили не кататься – это же просто лифт за 5 евро, в чем смысл? А вот его смотровая площадка показалась нам интересной, на нее есть отдельный вход с другой улицы.

Вот по этому переходу мы и попали на площадку

Вид на площадь Rossio и национальный музей

Там на холме виднее замок Св. Георгия

Некоторые здания по всей видимости не были оборудованы канализацией и в рамках реновации решили не сносить их совсем, как бы это сделали у нас, а просто достроить трубы сзади

Идём на площадь Коммерции, которая будет центром народных гуляний, вход был закрыт, и пришлось немного подождать. Людей пока совсем немного, но основной контингент подтянется позже, в местных ресторанах уже начинают занимать места по записи.

На часах еще только 21:00 и понимая, что Нового Года мы тут не дождемся, начинаем двигаться к дому. Тут же нам встречается наша первая Паштелария. Берем стандартный дегустационный набор, корзиночка с заварным кремом и портвейн.

Утром традиционный завтрак туриста и амбициозные планы по обходу достопримечательностей. Сегодня почти всё закрыто, и мы будем смотреть их снаружи.

На улицах Лиссабона то тут, то там можно встретить вот такие стоящие посередине тротуара электро-самокаты. Это самокат-шеринг. Ставите приложение, сканируете штрих код и можно ехать. Дальше просто останавливаетесь и блокируете.

В девять утра на улицах еще никого нет.

Палатка с напитками (местная достопримечательность и центр притяжения) еще закрыта

Решаем подняться на смотровую площадку пешком, сэкономив на фуникулере, тем более что он ходит раз в 15 минут.

Как такового вида обнаружить тут не удалось

Спускаемся вдоль трассы фуникулера

Выглядит он весьма неэстетично и интересен разве что с исторической и инженерной точки зрения

На холм напротив мы всё же поехали на фуникулере

Тут вид не многим интереснее

Просто гуляем по улочкам, спускаясь к набережной

Подобные деревья мы уже встречали на Гавайях

К 10 утра открылись первые рюмочные, народ подтягивается

Общественный транспорт в Лиссабоне представлен метро, автобусами, а главное, трамваями. Есть туристические маршруты, но есть и обычные, общественные. В общественном транспорте, как правило, есть WiFi, но работает он паршиво

Еще одно большое дерево, похоже на акацию

Проходим здание парламента

На улицах зима совсем не ощущается. Думаю, что сейчас оптимальная погода для осмотра города, градусов 15-17 днём и около 8-10 вечером.

Если вы надумаете пользоваться трамваем или автобусом, внимательно следите за надписями на остановках - они максимально децентрализованы, разные маршруты могут останавливаться в 20 метрах друг от друга на разных остановках.

Валидатор на платформе электричек, как я уже рассказывал, движение в Португалии правостороннее везде, кроме железных дорог, будьте внимательные.

Тут всё по-домашнему: сушить свои панталоны, вывесив их под окном – обычное дело.

Направляемся к башне Торре-де-Белен

Сегодня она закрыта для посещения, но мой опыт подсказывает, что ничего интересного внутри, как правило, нет. Построена в 1521 году в честь открытия Васко да Гама морского пути в Индию.

Тут же рядом расположен военный музей

Мост очень похож на Золотые Ворота

Экспонаты, сбежавшие из музея современного искусства

А слева вы, наверное, заметили памятник первооткрывателям.

Кого-нибудь узнаете?

Площадь перед монастырем Жеронимуш. Считалось, что волны из мозаики помогают морякам адаптироваться к суше.

Монастырь сегодня закрыт, можно пройти только в церковь, но там идет служба, и туристов пускают только в предбанник

Не сразу осознал, что я сфотографировал и только сейчас понял, что это могила Васко Да Гама

Не смогли удержаться и зашли в Pasteis de Belem. Тут две разные очереди, одна на вынос, другая на вход – не перепутайте.

Большой Тропический сад сегодня закрыт, зайдем в него позже

Та самая церковь, где лежит маркиз, чей памятник стоит рядом с нашей гостиницей

А вот ботанический сад поменьше открыт. Вход платный, но мы не нашли, как заплатить

Куры

Лимончики

Для роз не сезон

Фонтаны почему-то выключены, на заднем плане Дворец Ажуда - королевский дворец в Лиссабоне

Вагоновожатая остановила трамвай и пошла в булочную, перегородив всю улицу – и пусть весь мир подождет

Для смотровой Санта Катарина явно нужно выбирать другое время, сейчас очень неудачное солнце. Сюда можно подняться и на фуникулере.

Адамастор — мифический персонаж из произведений Луиса Камоэнсома. Неужели не знали? Он там еще с  Васко да Гама о чем то спорит.

Как только у заведения хороший рейтинг, так сразу очередь

Идем на Площадь Коммерции. Можно, конечно, срезать, но мы всё же обойдем

Новогодняя скульптура

Тут у него и бокал и бутылка – сидит отмечает.

В метро не только сталактиты, но и сталагмиты, сказывается близость воды. Сколько оно у них в таком виде проживет, интересно…

Едем в отель

К сожалению, в нашем районе ничего интересного в смысле ресторана мы не нашли и решили сходить в ресторан партнёрского пятизвездочного отеля Bistro4 – весьма недурно.

На следующий день мы ездили в Синтру, я чем я расскажу отдельно. На третий день в Лиссабоне у нас были запланированы те музеи и парки, которые не работали в новогодние праздники.

На автобусе от дома мы поехали в монастырь Жеронимуш, в церковь которого мы уже заходили первого января.

Вышли по ошибке на одну остановку раньше, зато посмотрели на смену караула около секретариата президента

Очередь на вход не стоит путать с очередью за билетами. Если прийти к открытию, то ситуация вполне терпимая, но потом с каждым часом обстановка серьезно усложнялась.

Традиционные сюжеты, Марина тут даже кого-то узнавала и рассказывала нам, чем они занимаются

Учитывая статус Португалии как морской державы, мы решили также зайти и в морской музей, который расположен за углом и занимает значительную площадь

Человека сняли с корабля Васко да Гамы

А вот это действующие макеты, на них обучали в школах как работать с парусами и другой инфраструктурой кораблей

А вот еще один учебный стенд, тут собрано ключевое корабельное оборудование, виды канатов, узлов…

Вот они  - GPS и ГЛОНАСС того времени

Не думал, что у Португалии были подводные лодки, но оказалось, что даже в наше время у них есть два действующих, современных корабля производства Германии. Общий состав флота страны – 36 боевых единиц.

Капитанская каюта на одном из парусников

Эполеты

Тут же есть огромный зал с лодками

Было интересно рассмотреть вблизи кабину и кресло пилота

Силовой агрегат 1937 года мощностью 700 лошадиных сил

Проходим мимо очереди, которая заметно подросла, и идем в тропический сад, который мы были вынуждены пропустить 1 января.

Его можно назвать скорее орнитологическим, тут вся птицеферма на прогулке

Мандаринчики и всё, что падает на землю, склёвывается птицами мгновенно.

Сад выглядит немного заброшенным. Может быть, летом его освежают. Как минимум, японский садик существует тут только номинально: ворота есть, а всё что за воротами, заброшено

По надземному пешеходному переходу через железную дорогу и шоссе идем к набережной, где можно увидеть старую электростанцию.  Тут произошла джентрификация, и теперь это популярное место для прогулок.

Музей современного искусства

Местный дворец культуры

Зашли перекусить в ресторан – весьма недурно.

Пока сидели, мост заволокло туманом

Вернувшись в центр, заглянули в местную рюмочную. Вишневый ликёр, пара промаринованных вишенок и шоколадная или стеклянная стопка. 1-1,4 евро в зависимости от популярности. Видно, что тут есть завсегдатаи.

Для тех, кто интересуется алкоголем, есть винные магазины, хотя в Порту выбор и больше, но можно начать и тут

Пакуем чемоданы и едем на метро на вокзал – нас уже ждёт поезд в Порту