Кисловодск

С учётом трансформации бизнес-поля объём работы вырос многократно, а людей, которые должны её выполнить, больше не стало. Первые признаки серьезной усталости я почувствовал еще в мае, но только в июле появилась возможность на несколько дней выбраться из Москвы. Были в аварийном режиме куплены билеты в Минеральные воды на 21-24 июля S7. Я долго выбирал, в каком из городов агломерации остановиться, и мне посоветовали Кисловодск. Оглядываясь назад, я считаю это неплохим решением, хотя Пятигорск был бы логистически удобнее. Структура жилого фонда не совсем привычна для меня: тут либо квартиры и комнаты внаём, либо санатории, в которые нужно заселяться с санаторной книжкой, кучей анализов и явно не на 3 ночи. С большим трудом нашел я места в одном из отелей с приличным внешним видом и расположением. Традиционно номера на троих оказались значимым ограничивающим фактором.

Погода на вылете оставляла желать лучшего

S7, как впрочем и ряд других российских авиакомпаний, неожиданно порадовал конструктивным подходом и начал продавать апгрейд в бизнес-класс за символические 4000 руб. (в моём случае).

Перелет в Минеральные воды сейчас занимает четыре часа, поэтому комфортное кресло и комфортное обслуживание оказывается очень даже кстати

Пролетаем солончаки в Казахстане

На подлете к Минеральным водам огромное количество полей

Промышленные районы Минеральных вод и гора Змейка

Все ключевые точки планируемого маршрута расположены очень компактно. На такси добираемся до Кисловодска.

На первый взгляд наш отель выглядел очень даже прилично и находился в пяти минутах ходьбы от парка и Нарзанной галереи

В номере было две комнаты, что особенно вдохновило мою дочку

Назвать всё это отелем можно с большим трудом. Хотя с учетом того, что люди честно заявились на три звезды, жаловаться тоже не на что. Разве что завтрак – это первый случай, когда я на него просто не ходил: он был плох и по содержимому, и по форме. Впрочем, и в городе с завтраками, да и вообще с питанием, дела обстоят не очень хорошо.

Остаток первого дня мы решили посвятить прогулке по парку - погода пасмурная, но и дождя нет. Река Ольховка

Зеркальный пруд

Мостик Дамский каприз

Преодолеваем 400 ступеней лестницы и получаем вид со смотровой площадки на Сосновой горе

Отсюда кажется, что город на 80% состоит из санаториев - на самом же деле жилые кварталы вынесены в отдельный микрорайон, который отсюда не видно.

Очень зелено, слева вдалеке видна терраса Чайного домика. По местным меркам считается одним из лучших кафе, но там дорого, плохое обслуживание, да и еда неволшебная

Поужинав, выдвигаемся в сторону верхнего парка, откуда уже планируем спускаться в город

Поскольку это не лес, а именно парк, тут у всего есть своё название: вот эта тропинка – Аллея туй

А еще очень популярны здесь статуи орлов

Остаются доступными и артефакты советской эпохи с напутственными надписями. Для меня совершенно очевидно, что это не могила Ленина, и надпись из декрета говорит об использовании курортов для лечения граждан, поэтому, что тут символизирует венок, каждый решает сам

Царская беседка

Спускаемся к речке и двигаемся к Колоннаде

Проходим цветочный календарь

Нашли и план-схему – теперь не заблудимся

Нарзанная галерея – не увеселительное заведение и работает строго по лечебному расписанию, которое с нашим пока не пересекается, так что смотрим только снаружи

Была у меня идея заселиться вот в этот отель, но тут в принципе нет трёхместных номеров, даже люксов

По сути туристическая часть состоит из курортного проспекта и парка, всё остальное туристу посещать не рекомендуется. Общее впечатление такое, что я вернулся в СССР, но не в период упадка, который я застал, а скорее его расцвета или застоя

На проспекте очень многолюдно. Вообще курортная жизнь кипит: все номера и места в санаториях раскуплены

Вот это тоже санаторий

А это один из центров притяжения – свето-музыкальный фонтан. Из необычного – вспышки огня во время шоу

Заканчивая прогулку, проходим мимо Колоннады

Рядом с нашим отелем расположился небольшой сквер с памятником погибшим воинам.

Рядом со сквером - мечеть

Аналог наших фудкорт-рынков - Кисловодская ярмарка

Пользуемся хорошей погодой и идем в верхний парк

Сразу же занимаем очередь на канатную дорогу до вершины Синих гор. Людей не так уж и много: вообще всё, что за деньги, не вызывает у отдыхающих значимого интереса. Многие наверх идут пешком – это, наверное, полезно для здоровья, но сейчас у нас немного другая задача

С канатки открывается общий вид на Долину роз и заброшенный санаторий Храм Воздуха

Общий вид на Кисловодск, золотые купола Свято-Никольского собора, который виден из окон нашего отеля

С вершины начинается классическая тропа, ведущая к Долине роз, но, как по мне, спускаться по ней очень скучно, и людей много

Беседка Семь ветров

По всему маршруту стоят вот такие столбики. Из них я узнал, что маршруты называются терренкурами – впервые слышу это слово

Памятник Лермонтову

После этого я уже не удивляюсь рассказам о туристах, обменявших свою жизнь на фотографию. Каждое место, хоть чем-то выделяющееся, оказывается плотно облеплено отдыхающими

Это же место, но с канатной дороги

Оказавшись на развилке, мы решили продолжить спуск по Косыгинской тропе

Людей тут намного меньше, а виды даже лучше

Фотография не в полной мере передает это, но здесь очень красивый лес

Если вы в городе не на один день, вам определенно будет, где прогуляться

Снизу тропа, по которой мы шли, хорошо просматривается

Проходим Новый храм воздуха

Спускаемся к Долине роз

Сам розарий впечатления не производит: может быть, не сезон

Проходим в Нижний парк

Выходим к Каскадной лестнице

А вот это не просто избушка, а дача Шаляпина

Почему-то не думал, что в Кисловодске есть вокзал, но он есть и, более того, в ближайшие города ходит электричка

Возвращаемся на Курортный бульвар и присматриваем место для обеда

Зашли в Барашка, в целом неплохо.

Нарзанная галерея опять не совпала с нашим расписанием

Следующим утром мы всё спланировали и оказались внутри. Порядок тут простой: одноразовая посуда продается по символической цене 5-10 руб, поилки - по 200-1000 руб; пить нужно перед едой по предписанию врача; нарзаны бывают холодные и горячие; мыть посуду в минеральной воде нельзя; носика краника касаться посудой нельзя.

Строго по рекомендациям после приёма нарзана идём на завтрак в Огонёк. Так себе по вкусу, но обслуживание приличное и атмосфера приятная

После завтрака мы направились в Пятигорск и Есентуки и только вечером прогулялись по Кисловодску

Несмотря на то что на следующее утро мы опять совпали по расписанию с Нарзанной галереей, мы сразу отправились на завтрак

Решили перекусить в уже проверенном Огоньке

И сразу же после завтрака взяли такси до Железноводска. Вернувшись в Кисловодск, собираем багаж и едем в аэропорт

Общие впечатления от поездки весьма противоречивые:

-     это значимо лучше, чем я ожидал и как там было 7 лет назад;

-     неплохо провел время, но не скажу, что получил какое-то особенное удовольствие;

-     вернуться пока не хочется.